Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15:07, 06 февраля 2020
 1904

Первые парни на селе. Как алексеевцы постигали азы механизации

Первые парни на селе. Как алексеевцы постигали азы механизацииФото: Архив Александра Гольцева
  • Статья

Организация в районе машино-тракторной станции состоялась весной 1930 года.

В первые годы советской власти далеко не каждый крестьянин мог приобрести веялку или молотилку, а уж о тракторе или комбайне и не мечтал. Одновременно с коллективизацией в начале 1930-х годов ситуация стала изменяться. На полях появились тракторы и комбайны. Правда, поля были колхозные, а техника — государственная. Она принадлежала машинно-тракторным станциям (МТС). Эти предприятия стали опорными пунктами, помогавшими крестьянам использовать на полях технику и таким образом облегчившими их каждодневный труд.

В Алексеевском районе одним из таких предприятий была Удеревская МТС. Не удалось установить, когда она была организована. Вообще первая в районе МТС создана в марте 1930 года и в местной печати упоминалась как единственная. Только публикация в первом январском номере «Алексеевской коммуны» за 1940 год о завершении ремонта тракторов Удеревской МТС к 28 декабря ушедшего года даёт основание для предположения, что в 1939 году она уже действовала.

Как вспоминают старожилы, тракторный отряд её находился рядом с закрытой Казанской церковью в селе Русской Матрёнке, которое ныне входит в состав Мухо-Удеровки. Для обучения механизаторской профессии направлялись лучшие молодые кадры. Юноши гордились тем, что осваивают такую необычную для крестьянина технику, как трактор или комбайн. Вместе с гармонистами они считались первыми парнями на селе. Подзадоривала их ходовая на то время песня в хоровом девичьем исполнении со словами: «Прокати нас, Петруша, на тракторе, до околицы нас прокати!».

В простолюдье, общественной среде вызревало особое отношение к машинам. С одобрением воспринимали их пахари-мужики, с уважением посматривали на тракторы белобородые старики. Техника порождала светлые надежды.

Передо мной — интересный документ об окончании Алексеевской тракторно-механической школы (ныне агротехнический техникум), выданный юному жителю Русской Матрёнки Алексею Вербкину. Он обучался с 26 февраля по 10 апреля 1939 года — меньше чем за два месяца ему предстояло освоить программу. Сметливому парню учёба давалась легко. Все три предмета он сдал на отлично: теорию, практику трактора СТЗ-НАТИ и даже Конституцию СССР. Об этом квалификационная комиссия выдала Алексею Вербкину свидетельство тракториста за №172. Разумеется, молодого механизатора готовили для работы в местной МТС. Курсы были ускоренными. Ведь сегодня в агротехническом техникуме на тракториста и комбайнера учат около трёх лет.

Что представлял собой СТЗ-НАТИ? Это первый гусеничный трактор отечественной конструкции, в выпуске которого участвовали Сталинградский тракторный завод (СТЗ) и Научный автотракторный институт (НАТИ). Производство началось в 1937 году. То была унифицированная машина с эластичной подвеской катков и полузакрытой кабиной, что в отличие от зарубежных аналогов отвечало условиям эксплуатации в Советском Союзе. Так что по сути Вербкин осваивал новую отечественную технику.

Механизаторы были первыми парнями на селе и по денежным доходам. Их поощряли даже на областном уровне. Опубликованное в районной печати 9 января 1940 года постановление Воронежского обкома ВКП(б) и облисполкома (Белгородской области в то время не существовало) премировало лучших из лучших, среди которых названа Удеревская МТС. Денежное вознаграждение в размере месячного оклада предназначалось директору Максиму Осадчему и старшему механику. Одновременно в распоряжение коллектива выделялось 2 тыс. рублей «для премирования стахановцев ремонта тракторов».

В послевоенное время Удеревская МТС всё так же выручала хлебопашцев. В её составе было более 60 трактористов, комбайнеров, ремонтных рабочих. В марте 1948 года передовики сельского хозяйства района одним из обязательств записали довести «среднегодовую выработку на один условный 15-сильный трактор (без молотьбы) до 550 гектаров». Намечалось сэкономить не менее 2% горючего к годовым плановым нормам и «добиться снижения себестоимости тракторных работ на 2%». И уже в мае директор Удеревской МТС Максим Осадчий сообщал в газете о следовании обязательствам. Перевыполняли задания на полевых работах и простые трактористы. Разумеется, они получали за это солидное денежное вознаграждение.

МТС прекратили своё существование в 1958 году по закону об укреплении колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций. В соответствии с ним техника передавалась или продавалась по сниженным ценам коллективным хозяйствам. Да и то верно. Было устранено отчуждение тракторов и других машин от распорядителей пашни.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×