Обыкновенный, не праздничный и не воскресный день в дежурной части ОМВД РФ по Алексеевскому району и г. Алексеевке. Просто пятница. Прихожу туда к 9 часам, как и договаривались. В это время происходит пересмена, и я вместе с дежурным Юрием Костенниковым и его помощником Борисом Былдиным «заступаю» на вахту. В нашей «команде» есть ещё водитель, но он несёт службу на своём посту.
Смену сдают дежурный Алексей Маняхин и его помощник Евгений Беловол. Они ещё долго не уходят домой: надо заполнить журналы, внести сведения в компьютер, а кроме того, осуществить сдачу-проверку оружия личного состава, каждая единица которого тщательным образом проверяется. И так каждый раз – за это предусмотрена личная ответственность. После суток дежурства оба выглядят уставшими, но это не мешает им быть собранными, чётко отвечать на поставленные вопросы.
— Что произошло за минувшие сутки? Да ничего особенного! В селе сгорела крыша сарая – были нарушены правила эксплуатации отопительной печи. Произошло пять ДТП, без пострадавших, ещё трое граждан поступило в больницу: двое – с телесными повреждениями и одна двухлетняя девочка – с отравлением уксусной эссенцией. Семейная ссора: зять «воевал» с тёщей, пришлось его утихомиривать и составлять протокол. Всего было зафиксировано 25 сообщений о преступлениях и происшествиях. Это немного. В отдельные дни, бывало, эта цифра приближалась к 60-ти.
Вообще‑то посторонним заходить сюда запрещено: это – режимный объект, но мне по разрешению вышестоящего руководства это позволено.
Если кому‑либо приходилось обращаться сюда, то только через окошко, с той стороны. Мне же довелось увидеть «лицо» дежурной части изнутри.
Только проверенные!
Случайных людей здесь не бывает. Трудятся те, у кого есть достаточный опыт работы в полиции. Костенников в этом плане – опытный кадр: в полиции с 1999-го года, а в дежурной части – с 2011-го. У него богатый послужной список: работал в ППС, медвытрезвителе, помощником оперативного дежурного, инспектором ППС и оперативным дежурным. С младшего сержанта дослужился до капитана. Свою работу знает в совершенстве. У руководства на хорошем счету.
Одному дежурному с потоком звонков справиться порой бывает невозможно, поэтому он работает в паре с помощником, Борисом Былдиным, который в полиции с 2007-го, но сюда пришёл недавно. Он ещё практически новичок.
Совсем недавно отправился на заслуженный отдых Александр Георгиевич Разин, общий трудовой стаж которого составляет 28 лет. Вместо него пришёл на службу Максим Захаров. 24 года работает водителем Юрий Васильевич Кириченко. Всего же в дежурной части 12 сотрудников: дежурные, их помощники и полицейские водители – всех по четыре человека. Здесь концентрируются действия многих служб: следователей, дознавателей, оперуполномоченных уголовного розыска и отдела экономической безопасности, экспертов, кинологов, ДПС ГИБДД, непосредственно наряда дежурной части, а также сотрудников Росгвардии вневедомственной охраны.
Сюда обращаются за помощью по телефону «02», стекается информация о происшествиях, правонарушениях и преступлениях, и в любое время суток полицейский наряд готов выехать по указанному адресу. Только за прошлый год здесь зарегистрировано 8992 таких сообщения, в текущем эта цифра составила 6608.
Пожалуйста, помогите!
Первый звонок поступил почти сразу же: взволнованный старческий голос на том конце провода сообщил, что упала стена металлического гаража. Возможно, там кто‑то хозяйничает, а сам пожилой человек, инвалид, не может выйти и проверить, что там произошло. Дежурный уточняет какие‑то детали, затем перезванивает участковому оперуполномоченному, который тут же выезжает в село, где проживает дедушка. Забегая вперёд, скажу: там всё оказалось в порядке, просто плохо видящему старику что‑то показалось. А у страха – сами знаете…
Почти одновременно по громкой связи из областного центра поступила ориентировка на автомобиль «Мерседес» с людьми в салоне, который направляется со стороны Нехотеевки в Белгород. Следует задержать. И хотя Нехотеевка от Алексеевки далеко, всем нарядам ДПС переданы необходимые сведения. Не прошло и получаса, как поступила команда «Отбой!». Машину задержали. Такая же команда последовала и всем нашим дорожно-постовым службам.
Ещё один звонок: горит сарай, находящийся в посёлке молочно-консервного комбината. Туда немедленно выезжает следственно-оперативная группа. Вскоре выясняется, что все постройки целы, и сообщение является необоснованным.
Четыре раза звонила женщина с явными психическими отклонениями, и всякий раз приходилось реагировать на её жалобы либо успокаивать. Её уже узнают по голосу, она «достаёт» сотрудников, но дежурные держат эмоции «в кулаке». Терпение у работников дежурной части завидное. Нет суетности, телефон, который на расстоянии вытянутой руки, звонит тихо. Но звонки отчётливо слышны. Между звонками идёт оформление бумаг, снова и снова решаются какие‑то рабочие вопросы, к окошечку подходят люди и постоянно готова к выезду машина.
За сутки поступило 26 сообщений, произошло пять ДТП с механическими повреждениями, в больнице скончался пожилой мужчина (сведения об этом медперсонал обязан передавать в полицию). Переполох вызвала какая‑то важная коробка, пропавшая из салона автомобиля, которая потом благополучно нашлась в другом салоне. Происшествие произошло из‑за несогласованности действий хозяев, однако сюда была вовлечена полиция, которая потратила на это немало времени.
— Вообще‑то чего только не бывает в нашей практике! – рассказывает Юрий Васильевич. – К нам обращаются по самым разным вопросам. На моей смене, например, потерпел крушение самолёт в селе Гарбузово в 2011 году, и пришлось разговаривать с самим Шойгу и другими высокопоставленными лицами. Однажды произошло два убийства в один день. Запомнилось! Бывают и курьёзы. Как‑то раз звонившие на полном серьёзе пожаловались на то, что соседские пчёлы покусали их гусей и полиция должна помочь избавиться от этих агрессивных насекомых…
Всё «схвачено»
Даже не подозревала, что кабинет напичкан столькими средствами связи! Здесь девять линий плюс внутренняя связь. Если звонят несколько человек с мобильников, сигнал переадресовывается на какую‑либо свободную линию. А со стационарного телефона, оказывается, переадресации нет.
Имеется четыре компьютера, у каждого – своё назначение. Сюда вбиваются определённые сведения, с их помощью ведётся наблюдение за патрульными автомобилями, подключёнными к системе ГЛОНАСС, на экране одного из мониторов, как на ладони, видны прилегающая ко всему периметру здания полиции территория. Из дежурной части, даже в самую ночную темень видно, какие машины подъезжают, чётко различаются люди. Качественные видеокамеры находятся на улице, а также в коридорах внутри помещения. Они, оказывается, установлены и в самой комнате дежурного. Выходит, я тоже вместе с остальными сотрудниками нахожусь «под прицелом», и все мои действия, разговоры записываются. От этого немного не по себе.
…День оказался весьма напряжённым. Слава Богу, не было серьёзных происшествий. Но это не всегда так. Если человек в отчаянии, ему кто‑то или что‑то угрожает, он звонит сюда, в дежурную часть. Телефон «02» является спасением для многих. Ведь как важно быть уверенным в том, что есть служба, которая, приняв сигнал бедствия, направит крепких парней по конкретному адресу, и те урезонят дебошира, обезвредят преступника, найдут управу на распоясавшегося хулигана, обнаружат по горячим следам вора…
Время перевалило за полночь. Рассказать, что было дальше? А дальше, в течение всей ночи, — звонки на мелкие бытовые темы. Походы в находящийся рядом изолятор временного содержания, где на тот момент находилось девять человек, — надо было убедиться, всё ли там в порядке. Это входит в обязанности сотрудников. Словом, работникам дежурной части, смена которых заканчивалась только в девять утра, скучать не приходилось.
Телефоны не умолкали до самого утра. Писал-записывал все разговоры, речи, крики и полуночный плач невидимый «самописец» — здесь всё фиксируется.
Вот такая она, жизнь, в дежурной части полиции. Насыщенная. Бьющая ключом. И почти невидимая.