Прошло уже много времени, а я с гордостью вспоминаю школьные годы конца 1950-х — начала 1960-х годов прошлого столетия. Нас никто не обязывал, мы хорошо осознавали, что надо самим заниматься учёбой, а потом — игры. Как правило, после занятий выполняли домашние письменные задания, а чтением занимались либо ранним утром, либо уже непосредственно перед уроками.
В любое время года находили способы отдыха. Зимой после выполнения домашних заданий и оказания помощи по хозяйству пропадали на свежем воздухе. Нас увлекали зимние забавы: катание на санках, коньках, лыжах. Почти все горки были исписаны следами лыж и санок.
Когда в мае заканчивался учебный год, мы по возможности стремились устроиться на работу в колхозе. Самым престижным было оказаться грузчиком на автомашине. Как правило, на это место определяли тех, чьи родители работали шофёрами или трактористами. Другие школьники трудились тоже по линии родителей: пасли скот, вручную веяли зерно на току или вели прополку. Грузчики на автомашинах в уборочную страду возили зерно с поля на ток, а по вечерам — в Алексеевку на элеватор.
Приходилось возить кукурузу на силос. Культура вырастала до трёх метров, поэтому, чтобы вовремя вести раскладку массы по кузову автомашины, комбайнеры устанавливали захват жатки около метра. Учитель биологии и химии Михаил Гарбуз написал о нашем старании и отправил статью в «Пионерскую правду». Газета опубликовала письмо, и мы очень гордились, что о нашей помощи колхозу стало известно всей стране. Нам пришло до 200 откликов со всего СССР.
Уже в девятом классе мне пришлось поработать помощником комбайнера. Комбайнером был Н. Е. Дураченко — фанат своего дела. Уже в пять утра он осматривал свой РСМ-8, я приходил к шести часам, и моя задача была смазывать все точки агрегата. Комбайн был очень мощной машиной. Мы вели соревнование на уборке с новым СК-4 и побеждали. Было очень интересно действовать в такой обстановке. Доходило до того, что стали выгружать зерно на ходу, предварительно поговорив с водителем автомашины.
В начале учебного года было приятно, когда нам выдавали заработанные деньги, и все хвалились своими покупками. Многие ученики получали премии и грамоты от колхоза за свой труд уже на школьной линейке. Все были довольны такой похвалой.