Считаю, что на свете нет более благородной и востребованной профессии, чем педагог. Кто из нас не помнит своего воспитателя, с которым связаны самые тёплые воспоминания о детстве? Или первого наставника, открывшего дверь в мир знаний, а также любимого учителя, кому хотелось подражать?
Когда передо мной стал выбор, кем быть, ответ был однозначный: конечно, педагогом. Ведь перед моими глазами был достойный пример — человек, глубоко и всесторонне знающий своё дело, прошедший путь от учителя сельской школы до директора педагогического колледжа Пётр Слюсарь.
С 1991 по 1994 годы мне посчастливилось учиться в Алексеевском педагогическом училище, потом учебное заведение получило статус колледжа. Три года пролетели стремительно, но я с любовью и радостью вспоминаю директора и преподавателей училища. Благодаря Петру Митрофановичу решила продолжить образование в Воронежском педагогическом университете. Именно творческий подход директора, его настойчивость в достижении цели стали для меня примером, помогли сделать правильный выбор, о котором я не жалею.
Мне захотелось подробнее рассказать о своём наставнике. Ведь 1 августа ему исполнилось бы 80 лет, но судьба распорядилась так, что он ушёл из жизни десять лет назад. Я обратилась к его жене, Зое Александровне. Она очень доброжелательный человек и хороший собеседник. Благодаря её бережному отношению к семейным ценностям и документам, мне удалось заглянуть в историю жизни и деятельности Петра Митрофановича.
Он родился в селе Матрёно-Гезово. Родители, Митрофан и Пелагея, работали в колхозе, отец конюхом, мать — в поле. Воспитали дочь Таисию и сына Петра. Это была слаженная семья, с чётко установленным домашним порядком, в которой царил дух дружелюбия и сердечности.
Пётр Митрофанович окончил семилетнюю школу в родном селе. В юношеском возрасте, глядя на своих наставников, твёрдо решил стать учителем. После окончания Россошанского педагогического училища в 1957 году он как наставник перешагнул порог Славгородской восьмилетней школы. Потом трёхлетняя служба в Советской Армии. Вернулся в родные края и с 1961 года стал преподавать историю в Мухоудеровской средней школе.
Одновременно он учился на историческом факультете Воронежского университета, после окончания которого в 1967 году был назначен директором восьмилетней школы в Меняйлово. Работавшая с ним Полина Щербакова вспоминала, как Пётр Митрофанович убеждал коллег проводить любое занятие нестандартно. «Подключай фантазию — и даже трудная работа станет источником удовольствия», — повторял он.
В 1973 году Пётр Митрофанович становится директором Алексеевской средней школы №3. По его словам, это была пора надежд и устремлений в будущее. С 1976 года он возглавлял районный отдел народного образования. В течение 10 лет в этой должности он провёл огромную работу по переходу школ на кабинетную основу обучения, по совершенствованию работы с детьми во внеурочное время, по созданию учебно-воспитательных комплексов. В этот период отдел образования занимал призовые места в областных соревнованиях, являлся победителем всесоюзного конкурса.
Со дня основания в феврале 1986 года Пётр Митрофанович 20 лет был директором педагогического училища, затем колледжа. Организаторский дар, умение реализовать свои способности помогли ему в короткий срок создать крепкую материальную базу, произвести ремонт зданий, подготовить кабинеты и мастерские. Большое внимание директор уделял комплектованию учебного заведения кадрами, такими же подвижниками, как и он. Предоставлял им полную свободу для творчества.
В 1996 году училище получило статус колледжа. Умение директора принимать оперативные и грамотные решения способствовали тому, что колледж вырос в современное учебное заведение, занимающее достойное место на Белгородчине. Наряду с первоначальными специальностями учителя изобразительного искусства и черчения, воспитателя в дошкольных учреждениях были открыты новые направления: иностранный язык, информатика, социальная педагогика, дизайн.
Под руководством Петра Митрофановича открыт музей истории образования и культуры, организованы первые в городе художественные выставки, благотворительные выставки-распродажи, шефство над воспитанниками детского дома и приюта. Он не представлял свою жизнь без преподавания, проводил занятия. Практически всех студентов знал по имени, к каждому из них имел свой подход.
Несмотря на большую занятость, Пётр Митрофанович стремился быть в гуще общественной жизни. Он неоднократно избирался депутатом районного и городского Советов, депутатом Белгородской областной Думы. Участвовал в решении проблем по защите интересов педагогов, молодёжи, ветеранов, в строительстве перинатального центра, дворца культуры «Солнечный», реконструкции спортивного комплекса «Олимп».
Посвятивший свою трудовую жизнь воспитанию подрастающего поколения и подготовке педагогических кадров Пётр Слюсарь был награждён медалью «За доблестный труд», удостоен званий отличника народного просвещения, заслуженного учителя школы РСФСР, стал участником ВДНХ за заслуги в педагогике. Думаю, главная его награда — добрая память о нём воспитанников и коллег как о человеке, с которого стоит брать пример.