Строительство в бывшей слободе Крестовоздвиженской церкви, к сожалению, разрушенной в 1954 году, намечалось ранее 1812 года, опровергая утверждения старожилов Алексеевки, полагающих, будто храм воздвигнут в честь победы над Наполеоном. Об этом свидетельствует надпись на проекте епископа Воронежского и Черкасского Антония: «По сему фасаду строение производить Бог да благословит. 1812 года, мая 27 дня». Между тем наполеоновская армия перешла границу России в июне того же года.
В приходной и расходной книге «главной конторы его сиятельства графа Дмитрия Шереметева» отмечено, что на сооружение храма собрано 25 тыс. 149 рублей 65 коп. «Из оных в расход употреблено с 1811 по 1816 годы» по разным назначениям следующие суммы. «Церковному мастеру Тимофею Кузьмичёву и с кирпичниками заплачено за выделку кирпича и кладку оного 9401 рублей 40 коп.» — это самая большая статья расхода. Большие суммы ушли также на приобретение «разных сортов железа» — 4610 рублей 12 коп. и куплю «дикого камня под цоколь в посторонних отдельных местах» и его перевозку — 2237 рублей 7 коп.
Приходно-расходная книга отметила приобретение камыша и соломы для крыши кирпичных сараев, деревянных лопат и «прочей деревянной посуды», «горячего вина» каменщикам и кирпичникам, а также уплату «при заключении с мастерами контрактов в присутственных местах» и нанятым людям за возку песка и воды. Как шло сооружение храма, поведал рапорт старателей церкви, малороссиян Николая Усатова, Ивана Сычёва, Фёдора Папушина и Михаила Дедухова в вотчинное правление слободы Алексеевки. В документе сообщается, что «Крестовоздвиженская церковь началась стройкой каменным зданием в июне месяце прошлого 1812 года». Она возводится «вместо существующей ныне деревянной церкви Алексия митрополита, подвергнувшейся уже ветхости, с дозволения преосвящённого Антония епископа Воронежского и Черкасского». Работы выполняет мастер города Старого Оскола посадский Тимофей Кузьмичёв «по заключённому с ним условию, на сумму, собранную начально от доброхотныхдателей».
По мнению воронежского историка Александра Акиньшина, зодчий Тимофей Кондратьев, занимавшийся в основном проектированием домов для присутственных мест и купцов, уделял внимание и сооружению храмов. Один из них, как видим, возводили в Алексеевке.
В главную домовую канцелярию Шереметева Алексеевское вотчинное правление 15 июня 1820 года рапортовало: «Каменным зданием Крестовоздвиженская трёхкрестная церковь кирпичною кладкою, крыта железом, крестами и главками прошедшим летом была окончена». Далее сказано: «Сего же года с начала весны происходят окончательные работы и по сие время». Третья часть внутренних помещений оштукатурена. Кузнецы установили почти все двери и другие металлические части. Некоторые окна вставлены, «а другие, покуда не вставлены, но уже изготовлены». Плотники мастерят хор, потом будут настилать полы. Специалисты золотят кресты и красят железную крышу. В заключение сказано: «Всего во всех работах упражняются более 60 человек и надеяться можно, что церковь будет построена к 1 ноября сего года». Заключительный рапорт 1820 года уведомлял, что в слободе Алексеевке Крестовоздвиженская каменная церковь «отстроена и 24 октября освящена».