Соцработники алексеевского Комплексного центра социального обслуживания населения Татьяна Попова и Марина Полухина взяли на себя часть бытовых трудностей своих подопечных. У Татьяны — высшее образование. Она окончила БелГУ, экономист. Но работать по специальности не получилось.
«После выхода из декретного отпуска по уходу за маленьким ребёнком пришла в социальную службу. Устраивал график работы. А когда поработала — поняла, что это моё. 12 лет уже со своими старичками. Знаю каждого, привыкла. В прошлом году потеряла обоих родителей, которым также приходилось уделять внимание, и теперь теплоту дарю своим подопечным. Они такие беспомощные, и я чувствую, как им нужна», — рассказала она.
У Марины — своя история. Она бухгалтер, работала по специальности. Нестабильная ситуация привела к тому, что пришлось искать новую работу. Перед глазами был образец: мама, которая была соцработником в селе. Решила попробовать, и вот уже пять лет ходит к своим бабушкам и дедушкам.
Обе обслуживают на своих участках по четыре человека — все находятся на социальном обслуживании по третьему уровню. Это означает, что их подопечным требуются особое внимание, забота и уход, поэтому они посещают их пять раз в неделю. Основная масса — люди преклонного возраста, которым нужна ежедневная помощь. Приготовить поесть, навести в доме порядок, закупить продукты и лекарства, сделать необходимые платежи, решить бытовые вопросы — то, что входит в перечень обязанностей помощниц. Но на самом деле, круг работы значительно шире — как можно отказать, если человек просит о чём-то, что для него является очень важным на данный момент?
А ещё пожилым людям очень необходимо общение. Им хочется поговорить, вспомнить прошлое, показать фотографии родных, узнать местные новости. Или выплеснуть свои обиды — старички очень ранимый народ. Приходится успокаивать, уделять им время, а его у женщин — в обрез: надо успеть обслужить и других подопечных. По два часа на каждого, да ещё передвижение от дома к дому. У Татьяны они живут сравнительно недалеко друг от друга, можно дойти пешком, а у Марины есть и на Гончаровке, и в центре города. Приходится передвигаться на автомобиле.
У каждой из моих собеседниц — масса историй. Одна из них рассказала о случае, который до сих пор не даёт покоя. Однажды она, как всегда, обслужила свою подопечную, которая жила в частном доме, и отправилась по другим адресам. А старушка надумала погулять. Вышла во двор, у неё закружилась голова, и она упала. Звала на помощь, но её никто не услышал. Так и пролежала весь день под палящим солнцем, а ночью, продрогшая, — на холодной земле, и молилась только об одном: чтобы быстрее наступило утро и пришла соцработник. Кто знает, чем закончилась бы эта история, не явись та вовремя… Она вызвала «скорую», и страдалице оказали необходимую помощь.
У другой сотрудницы случай, скорее, можно отнести к курьёзным. Бабуля позвонила поздно ночью и оповестила о том, что ей необходимо сделать неотложное дело, а свет отключили. В темноте передвигаться сложно, куда идти — не сориентируется. Пришлось будить мужа и вместе с ним ехать выручать человека.
А ещё Марина вспомнила грустную историю, связанную с одной из её подопечных. Женщина интеллигентная, интересная как-то поделилась переживаниями о том, что когда её похоронят, некому будет прийти на могилку. «Ты приходи ко мне хоть иногда», — попросила она. С тех пор, после того, как её не стало, Марина каждый год 1 сентября несёт на кладбище живые цветы. И вспоминает её… Кстати, могилка в порядке и памятник стоит — значит, кто-то всё же ухаживает за ней. От этого легче…
Таких моментов в их практике — сколько угодно. Женщины рассказали о том, что много ценного получают на специальных курсах, где профессионалы помогают постичь психологию пожилых людей, у которых нередко развивается деменция. Их старички бывают порой капризные, подозрительные, забывают всё на ходу. Но помощницы понимают: это — старость. И видят, как нужны они беспомощным людям, которые радуются приходу своих дорогих «дочечек», как дети, и огорчаются, когда те уходят.