Маркетплейс — это онлайн-магазин, предоставляющий информацию о продукте или услуге третьих лиц, операции которых обрабатываются общим оператором. Его можно сравнить с рынком: под одной крышей разные продавцы продают товары. Фактически покупка совершается у конкретного торговца, но формально можно сказать — «я купил это на рынке». Например, человеку к предстоящему отпуску надо купить удочку, надувную лодку, пляжное полотенце и солнцезащитное средство. В одном магазине найти все и сразу — маловероятно. А на маркетплейсе — пожалуйста.
На маркетплейсах (Wildberries, OZON, Яндекс.Маркет, СберМегаМаркет и др.) продают свои товары самостоятельные хозяйствующие субъекты. Сами площадки также могут выступать продавцами. За качество товара отвечает изготовитель. Но по российскому законодательству свои претензии можно предъявить также продавцу.
Чтобы избежать покупки проблемного товара, покупателям рекомендуют в момент формирования заказа, ознакомиться с его описанием и характеристиками, с отзывами, видео и фотографиями покупателей, задать продавцу вопрос для уточнения деталей. Многие маркетплейсы реализовали систему доставки таким образом, что перед приобретением товара есть возможность осмотреть и проверить товар на наличие брака. Если недостаток был обнаружен после приобретения, потребителю рекомендуется ознакомиться с условиями возврата, прописанными на сайтах.
При обнаружении недостатка в товаре действует простое правило – с претензией к продавцу (через маркетплейс) можно обратиться в течение гарантийного, срока службы (а если они не установлены в разумный срок, но в пределах двух лет). Экспертизу можно провести как самостоятельно, так и силами маркетплейса. При подтверждении брака в результате экспертизы возмещается полная стоимость товара и дополнительные расходы на проведение экспертизы в случае, если она проводилась силами потребителя.
Большинство споров рассматривается и удовлетворяется в добровольном порядке. Если покупателю отказано в удовлетворении требования, возможно, это произошло по ошибке персонала маркетплейса или продавца. В этом случае человеку необходимо заявить требование повторено со ссылками на законы.
Покупателю стоит обратить внимание, что для возврата денег, если этого не произойдет в результате рассмотрения жалобы, необходимо обращаться в суд. Роспотребнадзор принимает все необходимые профилактические меры, разъясняет права и обязанности, помогает найти решение, но если продавец уверен в своей правоте и отказывает в удовлетворении требований потребителя, необходимо рассмотреть вариант обращения в суд с иском.