Педагогический опыт Лилии Кириченко достаточно богат, и как педагог она вполне состоялась. По десятибалльной шкале — на самый высший балл. А вот как руководитель, заведующая детским садом?
— Ещё будучи студенткой Валуйского педучилища, музыкального отделения, я была профсоюзным лидером, — делится со мной Лилия Дмитриевна. — В любимой средней школе № 1 также всегда была активисткой. Придя в детский сад № 2, я осталась там на долгих 14 лет. Была музыкальным руководителем, затем старшим воспитателем, попутно окончила заочно Орловский государственный университет…
…И всегда Лилия Дмитриевна была для кого-то примером, лидером, который вёл и ведёт за собой коллектив. Впрочем, обо всём по порядку…
Лилия родилась и выросла в Алексеевке, на одной из центральных улиц города. К тому времени, когда пришла пора посещать дошкольное учреждение, в городе открылся новенький, большой, но очень уютный, детский сад № 8. И каждое утро проворные ножки бойкой озорной девчонки топали по свежеасфальтированным дорожкам к любимым воспитателям, няням, одногруппникам, мягким кроваткам, вкусным блюдам, приготовленным заботливыми поварами. Но больше всех Лилия была влюблена в музыкального руководителя. Для девочки это была какая-то особая профессия. Любимая волшебница умела делать всё: играть на музыкальном инструменте, петь, танцевать, рисовать, шить, сочинять стихи, писать сценарии, поднимать настроение детям и их родителям, быть психологом и дипломатом.
Но было нечто особенное, от чего не могла оторвать глаз девочка — это красивые руки руководителя: то мягко вспархивающие над клавишами, то отрывисто и чётко ударяющие по бело-чёрным галочкам.
Окунувшись в атмосферу школьной жизни, для Лилии было естественным стремление поступить в музыкальное образовательное учреждение по классу фортепиано.
Школьные годы быстро летели для девочки. Она всегда была активной, непоседливой, стремящейся к познанию чего-то нового. Любые школьные мероприятия редко обходились без участия Лилии.
— Я не была круглой отличницей, — вспоминает Лилия Дмитриевна, — но у меня были стабильные отметки — «4» и «5». На это меня нацеливали родители. Мама говорила, что я девочка, и должна знать предмет на отлично, пусть то будет физика либо математика, ведь неизвестно, как сложится и повернётся жизнь, нужно быть ко всему готовой.
Особенно Лилии нравился французский язык, который преподавала Лидия Трофимовна Ульяненко. С жадностью девочка впитывала каждое слово, сказанное учителем, запоминала каждое новое выражение. После школы единственной мечтой было желание поступить на факультет иностранных языков. Справившись превосходно со сдачей основного предмета, предстояло написание изложения.
— Здесь получилась какая-то запутанная история, — рассказывает собеседница. — Мне поставили далеко не высокую оценку и поэтому, будучи уверена в своих силах, я попросила показать мне мою экзаменационную работу. Каково же было удивление, когда, открыв лист, я увидела, что это даже не мой почерк! Но меня никто не захотел слушать, и в итоге ничего доказать не удалось. Не добрав баллов, я, естественно, не прошла по конкурсу. Мама, Нина Семёновна, человек очень настойчивый и целеустремлённый, не дала мне упасть духом и посоветовала Валуйское педучилище, всегда славившееся своими выпускниками. Так я поступила на музыкальное отделение. Хотя сразу оговорюсь, в моей семье никто не имеет отношения к педагогической деятельности.
Летели годы, окончено педучилище, за плечами у Лилии Кириченко несколько выпусков дошкольников, 14-летний опыт работы в детском саду № 2. И здесь судьба предоставляет ей шанс попробовать себя в роли руководителя.
— С лёгкой руки начальника управления образования в то время, Михаила Григорьевича Коломыцкого, я стала руководителем, — вспоминает Лилия Дмитриевна. — Именно он поверил в мои возможности лидера. Михаил Григорьевич предоставил мне возможность попробовать свои силы в качестве заведующей большого детского сада. На каждом жизненном этапе в моей жизни были люди, которые помогали поверить в свои силы.
Моей собеседнице выпал шанс создать собственное образовательное пространство в рамках дошкольного учреждения, реализовать собственные представления об обучении и воспитании. Появилась возможность обеспечить условия для самореализации детей и педагогов, создать свой собственный мир — детский сад, где комфортно всем — и детям, и взрослым.
Детский сад — это особый коллектив. Не только для подчинённых, но и для родителей, воспитанников. Руководитель должен быть лидером, наставником, защитником, другом. Как считает сама Лилия Дмитриевна, её должность напрямую связана с возможностью делать мир лучше.
— Я испытываю чувство гордости за свой детский сад: за наших детей, сотрудников, за группы и территорию. Ведь детский сад № 10 — это моё детище, а не просто место работы, — продолжает разговор собеседница. — Очень важно иметь коллектив единомышленников. По-настоящему современный детский сад делают не стены, а квалифицированные педагоги, способные давать качественно образование и воспитание, выстраивать взаимодействие не только с детьми, но и с родителями. В мире есть две сложные вещи — воспитывать и управлять.
И сегодня детский сад № 10 достаточно успешно развивается, сочетая в себе пополнение материально-технической базы, повышение качества оказания образовательных услуг. Успехи коллектива в конкурсных программах, личные достижения сотрудников и воспитанников позволяют на высоком уровне организовывать взаимодействие по всем направлениям. Грамотное руководство заведующей развивает не только разум, но и зажигает жажду серьёзного труда. Управлять «живым организмом» всегда сложно. Лилии Дмитриевне это удаётся на «отлично».
— Детский сад — это большой корабль, и именно от членов команды зависит качество пути и его безопасность, — речь собеседницы эмоциональная, наполненная любовью и заботой. — Не получится построить надёжный дом, если нет прочного фундамента. Пройдя 20-летний путь в качестве заведующей, могу с уверенностью сказать: в саду есть команда единомышленников, с которой удобно и комфортно работать, где каждый является профессионалом, готовым не только выслушать, но и поддержать инициативу, признать ошибки и найти силы их исправить. Опытная команда не даёт стоять на месте, я как руководитель, постоянно познаю что-то новое, а вместе мы создаём лучший потенциал педагогических работников.
Результатом кропотливого труда руководителя и коллектива явилось участие и заслуженное второе место во Всероссийском конкурсе «Российская организация высокой социальной эффективности». В Москве в Доме Правительства руководитель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка — детский сад № 10» Алексеевского городского округа Лилия Дмитриевна Кириченко получила заслуженную награду. В преддверии праздника Мира и Труда детский сад занесён на областную Аллею Трудовой Славы.
Лилия Дмитриевна увлечённый, творческий человек. Она очень любит путешествовать и с огромным удовольствием делится впечатлениями. Санкт-Петербург, Казань, Иерусалим, Арабские Эмираты, Египет, Италия — это не полный перечень, где побывала моя собеседница.
Улыбка, шутка, юмор, тактичность, вежливость, умение вести диалог — это качества, присущие женщине. Да, она, как руководитель, серьёзная, но ни в коем случае не скучная. Да, она требовательна к себе и окружающим. Такой её воспитали отец, Дмитрий Ефремович, и мама, Нина Семёновна. Они для героини статьи всегда были образцом житейской мудрости и доброты.
Для Лилии Дмитриевны быть заведующей — это не просто должность, а образ жизни. Спокойная, строгая, подтянутая, свой рабочий день она всегда начинает с утреннего обхода. По детскому саду идёт хозяйка, она видит всё: наведён ли порядок в группах, на территории, как готов к утреннему приёму воспитатель, чем заняты дети. От её взгляда не ускользнёт ничего: чистота пола, порядок в умывальной комнате или внешний вид сотрудников. Нет грозных окриков, нотаций, но все знают, что любой беспорядок не останется незамеченным. Казалось бы, такая рутинная работа должна стать привычной, но только не для руководителя с горячим неравнодушным сердцем. Лилия Дмитриевна предана своему делу, любит детей и свою большую дружную семью, в которой более 70 человек. Рассказывать о своём детище женщина может часами, а вот о себе особо говорить не любит, так как по её мнению, о человеке нужно судить не по словам, а по делам и поступкам.
Кстати, разносторонняя деятельность Лилии Кириченко высоко оценена: она — Почётный работник общего образования Российской Федерации, более 20 лет — руководитель методобъединения музыкальных руководителей Алексеевского горокруга, член секции педагогических работников системы дошкольного образования РУНО в системе общего образования Белгородской области.