Local Logo
Новости Алексеевского городского округа и Красненского района Белгородской области
102.34
-1.08$
106.54
-1.41
+2 °С, моросящий дождь
Белгород

Вышли на асфальт. Как алексеевцы прокладывали дороги пол века назад

17 октября , 15:12ОбществоФото: Григорий Денисенко

Алексеевский краевед расскахал читателям «Зари» о том, как «грунтовки» района получали твёрдое покрытие.

Ещё в 1960-е годы весенняя и осенняя распутицы, зимние снежные заносы служили препятствием для транспортного сообщения на алексеевской земле. Чтобы должностным лицам, скажем, попасть в Белгород на совещание, они выезжали в центр области за сутки-двое раньше. Старожилы красочно опишут, каково было пройти или проехать по раскисшей грунтовке в Алексеевке. В ходу были резиновые сапоги.

Дороги с твёрдым покрытием начали прокладывать в 1967 году после базирования в городе дорожно-строительного управления (ДСУ) № 2. В первую очередь дорожники приступили к сооружению магистральной автотрассы Белгород-Россошь, что выводило грузовики и легковушки в «большой мир».  В первый год проложили 10,4 километра асфальта на участке пути Алексеевка-Новый Оскол. Годом позже работы там продолжились, и началось строительство дороги Алексеевка-Иловка. Одновременно укладывался асфальт по улицам Алексеевки.

Дорожники шаг за шагом, год за годом отвоёвывали у чернозёма участки для твёрдого покрытия между населёнными пунктами и в самом городе. Уже в 1980-е годы все сёла района были соединены с Алексеевкой асфальтовыми дорогами, а немного позже — все населённые пункты связаны с центрами хозяйств. Все улицы и переулки города стали проезжими в любое время года. Вдобавок твёрдое покрытие уложено на подъездах к фермам, на токах, площадках для хранения техники, десятки тысяч квадратных метров тротуарной плитки — на пешеходных дорожках.

Руководители ДСУ-2 А. М. Гридчин и М. Х. Дзахмышев проявили настойчивость и организаторские способности, чтобы грунтовые дороги оделись в асфальт. За 50 лет коллектив до расформирования в 2017 году воплотил в жизнь масштабные проекты. В Алексеевском, Красненском и прилегающих районах построил и капитально отремонтировал около трёх тысяч километров автодорог с твёрдым покрытием, проложил более ста километров асфальта по городским и сельским улицам. Каждый метр покрытия вымеряли шагами прорабы, мастера и дорожные рабочие.

Анатолий Митрофанович Гридчин, впоследствии мэр Белгорода и ректор Белгородской технологической академии строительных материалов, вспоминал о нетрадиционных инженерных решениях, готовности брать ответственность на себя:

«При начале строительства моста положено забить контрольную сваю с проверкой на «отказ». Свая после определённого количества ударов дизель-молота по её головке должна перестать погружаться. Это и есть «отказ». При строительстве одного из мостов забиваем контрольную сваю — отказа нет. Пробуем ещё одну — тот же результат.  Что делать? Менять 12-метровые сваи на 18-метровые? Тогда потребуется менять и сваебойное оборудование. И замена свай, и замена молота потребуют больших дополнительных затрат и довольно много времени. По расчётам получалось, что при таком варианте работа будет выполнена на год позже. Мы пошли другим путём, приняв к действию смелое инженерное решение, ответственность за риск взяло на себя руководство. Острые концы свай, которыми они идут в землю, были обрублены, свая вставлялась уже тупым концом в пробуренное отверстие и забивалась. На расчётной отметке появился «отказ». Мост был построен вовремя и прекрасно служит людям по сей день».

Можно привести ещё один случай, ставший почти легендой. Государственная комиссия принимала мост через Тихую Сосну под нагрузкой. Для этого доверху засыпали щебёнки в кузова 12 КамАЗов, и они полсуток стояли на переправе, а потом ездили по ней с фиксацией приборами. Председатель государственной комиссии обмолвился, дескать, во время испытаний под мостом должны находиться руководители дорожников и проектной организации. Первым оказался под мостом А. М. Гридчин и провёл там несколько часов.

Дорожное строительство не обходится и без других проблем.  Среди них — социальные, иными словами, отношения с населением сёл, куда вели дороги, и руководящим составом. В основном находилось полное взаимопонимание.  Вот мнение бывшего главного инженера ДСУ, впоследствии заместителя главы местного самоуправления Алексеевского района А. С. Зюбана:

«Когда дорожники работали в отдалённых сёлах района , люди со словами искренней благодарности встречали их и старались оказывать всяческую практическую помощь в ускорении строительства дорог. Ведь в ненастное время года для них, живущих в неблагоустроенных посёлках, отсутствие дороги было неразрешимой проблемой.  В Богословке во время окончания строительства к дорожникам подошёл седобородый старик и со слезами промолвил: «Сынки, какая теперь благодать! Вот бы пораньше такую дорогу».

Глава администрации Алексеевского муниципалитета в 1993-2015 годы, ныне депутат Белгородской областной Думы Ф. Е. Сулим тоже отмечает:

«Когда в Алексеевке появилось ДСУ, все мы радовались тому, что наконец-то и в наших местах дороги стали одеваться в асфальт. В то время я возглавлял в районе одно из аграрных хозяйств.  Мы, руководители сельских предприятий, всячески помогали коллективу управления быстрее строить автотрассы с твёрдым покрытием, поскольку понимали: они — наше спасение. Эта помощь выражалась в выделении дорожникам колхозных автомашин для завоза стройматериалов к объектам, в заправке техники горючим, в организации питания людей в сельских столовых».

Бывали и другие «повороты». Когда руководство ДСУ весной, в начале строительного сезона, обратилось за поддержкой к одному из председателей колхозов, он отпарировал: «Вам доведено задание — вы и выполняйте». Пришлось вести дорогу по территории того хозяйства, руководитель которого пошёл навстречу нуждам дорожников.  А у строптивого председателя в том году выдался отменный урожай сахарной свёклы. Настала пора уборки — зачастили осенние дожди. Распутица не позволила вывезти на переработку значительное количество корней.

 На следующий год этот руководитель перед началом сезона побывал у руководителя ДСУ и клятвенно обещал самую широкую помощь.

Приходилось решать, казалось бы, самые тупиковые задачи. В один год в ДСУ поступило распоряжение асфальтировать только сельские дороги.  Соответственно определили и финансирование.  А как быть в Алексеевке?  В городе ещё не все улицы были с твёрдым покрытием. Руководство ДСУ обратилось к муниципальной администрации, а та — к директорам предприятий с предложением ходатайствовать перед своими министерствами о выделении средств на благоустройство прилегающих территорий. Просьбы адресовали в разные инстанции — и дело пошло. Часть городских улиц оделась в асфальт.

Или вот такой эпизод.  Когда-то село Алексеенково разделил на две части большой овраг. Так и повелось: магазин и все учреждения остались на одной стороне, а с другой — немалая часть жителей со своими нуждами. Общались друг с другом, используя неблизкий обходной путь. И только в 2005 году дорожникам удалось связать село воедино кратчайшей линией шоссе. Строители преодолели сложный рельеф и проложили почти два километра надёжного пути.

В плеяде дорожников трудилось много профессионалов, преданных делу созидания и благоустройства. Среди них назовём главных инженеров Н. В. Паршина, И. Ф. Гончарова, инженера А. В. Сыча, прораба С. М. Полторабатько, специалистов дорожного дела А. С. Боровенского, А. Г. Хвастунова, автогрейдериста Н. Н. Алёшина, водителей И. М. Некрылова, Н. В. Попова, старшего инспектора отдела кадров Л. В. Гончарову. Всех не перечислить.

Многое сделали для развития ДСУ братья Шишкины — Иван Васильевич и Анатолий Васильевич. Птенцы гнезда дорожников А. С. Зюбан, Н. Ф. Жежеря, А. П. Никитенко, В. В. Заика встали на крыло и заняли руководящие должности в районе. Председатель совета ветеранов ДСУ, ранее возглавлявший редакцию «Зари», Н. П. Шабельников творчески позаботился о сохранении истории предприятия, об организации музея дорожников и подготовке книг — летописи будней и достижений коллектива.

Вообще на предприятии уверенно перенималась эстафета добросовестного отношения к делу. В сезон на строительстве дорог было занято до 170 человек. Многие из них удостоены региональных, ведомственных и государственных наград, 15 человек получили звание «Почётный дорожник РФ». После базирования в Алексеевке в 1967 году ДСУ за успешное выполнение напряжённых задач предприятие и передовых работников 19 раз заносили на областную Доску почёта.

Возглавлявший ДСУ более 35 лет М. Х. Дзахмышев, удостоенный звания Почётного гражданина Алексеевского и Красненского районов и других знатных отличий, проявил настоящие лидерские качества. Вместе с руководящим штабом он создал на предприятии все условия для слаженной работы. Была сформирована мощная производственная база: сто единиц современной техники, в том числе 70 автомобилей. Действовали три асфальтовых завода.  В год перевозили 400 тысяч тонн инертных материалов и других грузов. Что сегодня бывает редко, решались многие социальные проблемы: строительство ведомственного жилья, открытие столовой «Дорожник» и подсобного хозяйства для неё, торгового центра, медпункта и спортивного зала. Правду сказать, все преданные дорожному делу работники получили квартиры.

ДСУ сыграло решающую роль в развитии сети автодорог с твёрдым покрытием в Алексеевском, Красненском и прилегающих муниципальных образованиях. На магистралях построены десятки долговременных железобетонных мостов и путепроводов. Былое бездорожье ушло в мир преданий. Выражение о том, что в России две проблемы: глупцы и дороги, в нашем крае наполовину потеряло актуальность. Все дороги оделись в асфальт. Есть дороги — есть перспектива.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоВчера, 09:51
Вячеслав Гладков: все желающие смогут поздравить военнослужащих с новогодними праздниками
Материал
Общество19 декабря , 11:42
Вячеслав Гладков сообщил о приобретении земснарядов для очистки водоёмов
Материал
Общество19 декабря , 09:27
Вячеслав Гладков встретился с председателем правления «Движение первых» Артуром Орловым