У городов, как и у людей, есть свои судьбы, порой такие же сложные, как и человеческие. Ещё памятно время, когда Новороссийск был у всех на слуху не только в праздничные дни. А сегодня о нём почти не говорят. Это, однако, не означает, что забыта его действительно героическая «биография». Прежде всего, помнят её сами новороссийцы — ежегодно 16 сентября они отмечают день города.
Эта дата выбрана не случайно: корни её уходят в первую половину девятнадцатого столетия. 12 сентября 1838 года русский морской десант высадился в бухте Суджук, и здесь, в устье реки Цемес, началось строительство военных укреплений, которым в январе 1839 года было дано имя «Новороссийск». Цель этих действий определил император Николай I: «Иметь при устье реки Цемес главный порт или пристань для береговой нашей эскадры». А инициатором выступил новороссийский и бессарабский генерал-губернатор граф М. С. Воронцов, проявлявший постоянную заботу о хозяйственном развитии края. Поистине пророческими стали его слова: «В руках великой державы местность сия неминуемо будет со временем играть большую роль».
Но, всё-таки, 16-е сентября ближе новороссийцам по другой причине: в этот день в 1943 году город был освобождён от гитлеровских захватчиков.
…Узкая Суджукская коса, глубоко вдаваясь в море, образует спокойную, очень удобную для кораблей бухту. Здесь, между косой и морским портом, находится легендарная «Малая земля». В феврале 1943 года тут высадился десант моряков Черноморского флота и воинов Северо-Кавказского фронта. Десантники, захватив небольшой плацдарм и назвав его «Малой землёй», удерживали позиции в течение 225 дней. Отсюда, с этого клочка земли, и началось потом наступление наших войск, завершившееся освобождением Новороссийска.
В память о героическом подвиге десантников в Цемесской бухте сооружён мемориал «Малая земля». Ещё задолго до подхода к береговой черте видна главная его часть — огромный железобетонный угол, символизирующий нос торпедного катера: именно на таких плавсредствах и был осуществлён десант. Внутри этой конструкции находится музей боевой славы Новороссийска. Рядом, на площадке под открытым небом, — военная техника и вооружение времён Великой Отечественной: береговые и корабельные пушки, торпеды, глубинные бомбы, танки, самоходки. На высоком постаменте — круто взмывающий в небо штурмовик Ил-2.
В августе 2001 года крейсер Черноморского флота «Михаил Кутузов» покинул родную Севастопольскую бухту и прибыл в порт Новороссийск. Через несколько лет он стал архитектурной частью города-героя Новороссийска, черноморской «Авророй».
Приказом Министра обороны РФ от 1 октября 2012 года крейсер «Михаил Кутузов» включён в состав Центрального военно-морского Музея и стал называться «Корабль боевой славы».
Страницы его истории довольно интересны. 22 февраля 1951 года крейсер был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода в городе Николаеве на Украине. В январе 1955 года он был зачислен в состав боевых кораблей Краснознамённого Черноморского флота, базировался в Севастополе.
Экипаж крейсера достойно пронёс советский военно-морской флаг по многим морям и океанам, успешно выполняя поставленные перед ним командованием и правительством задачи. Выполняя свою миссию, посещал порты Югославии, Албании, Египта, Сирии, Ливана, Румынии, Болгарии. За период своей активной службы крейсер совершил 15 дальних походов и боевых служб, им пройдено более 220 тысяч миль.
Дальние походы стали настоящей школой для многих поколений моряков. Крейсер стал кузницей боевых офицеров и адмиралов флота. 17 адмиралов, 78 капитанов первого ранга, более 700 моряков были награждены орденами и медалями СССР.
Официально крейсер «Михаил Кутузов» участвовал в двух вооружённых конфликтах в ходе Арабо-Израильской войны в 1967 и 1973 годах. Оба раза он находился в порту Александрия в качестве командного пункта главного военного советника СССР в Египте. Прямого участия в боевых действиях крейсер не принимал, но сам факт его нахождения в Александрии был гарантом мира. Нападение на крейсер было бы равнозначным нападению непосредственно на СССР. Наверное, именно поэтому налёта израильской авиации на александрийский порт удалось избежать.
Прославленный крейсер обрёл в Новороссийске «вторую жизнь», став первым на Черноморском флоте кораблём-музеем, хранителем боевых традиций и исторической преемственности многих поколений моряков-черноморцев.
Тут, действительно, есть на что посмотреть. Прежде всего — его габариты: длина — 210 метров, ширина — 22 метра, высота — 59,5 метра. Экипаж корабля составлял 1 130 человек: 70 офицеров, 90 мичманов и 970 матросов срочной службы.
Крейсер — это «живой организм», насквозь пронизанный кабель-трассами, трубопроводами. Здесь 2500 помещений различного назначения. В своё время были типография, банно-прачечный комбинат, хлебопекарня, медицинский блок, библиотека, читальный зал, клуб, сапожная мастерская, карцер и даже свой корабельный ларёк, слесарная мастерская, внутри которой были установлены два токарных станка, один фрезерный, сверлильные и слесарные станки и оборудование.
В медицинском блоке располагались операционная и постоперационная, лазарет на 18 человек, изолятор, рентген-кабинет, аптека. Здесь же были кабинеты хирурга, терапевта, стоматолога.
Для совместного размещения личного состава на крейсере 38 кубриков, вместимостью каждый от 20 до 80 человек.
На крейсере для приготовления пищи было два камбуза — офицерский и личного состава. Питались все четыре раза в день: завтрак, обед, ужин и вечерний чай. Меню для всех категорий личного состава было одинаковым.
В 1996 году международная организация ЮНЕСКО приняла решение о включении крейсера «Михаил Кутузов» в каталог крупных кораблей, ставших историческими музеями и центрами исторического значения.
Крейсер «Михаил Кутузов» часто использовался как сценическая площадка для съёмок художественных и документальных фильмов: «Командир корабля», «Верди», «Морские дьяволы». Летом 1961 года снимались эпизоды фильма «Увольнение на берег» с участием начинающих артистов Льва Прыгунова и Владимира Высоцкого.
В сентябре 1961 года гостями корабля в Севастополе были космонавты Юрий Гагарин и Герман Титов, в 1962-м — Павел Попович и Андриян Николаев.
Побывали здесь и иностранные гости: президент Египта Гамаль Абдель Насер, президент Индонезии А. Сукарно, шахин-шах Ирана Мохаммед Пехлеви.
Много жителей и гостей города хотят побывать в плавучем музее и в наши дни. Проблем с этим нет никаких. За небольшую плату — 250 рублей — можно быть включённым в группу экскурсантов в количестве 20 человек. В сопровождении сотрудника музея группа проходит по палубе, спускается в кубрики, знакомится с вооружением корабля. Сейчас на крейсере существует только один туристический маршрут. Поле капитального ремонта корабля экскурсии будут проходить, как минимум, по трём маршрутам. Намечается ремонт в ближайшей перспективе. За время, пока крейсер будет стоять на ремонте, на набережной города (в районе морского вокзала) будет подготовлено удобное место стоянки для корабля-музея.