Это выражение у геймеров означает «выиграть очень сложный раунд». Для простого обывателя виртуальный мир современных компьютерных игр со своей терминологией, нюансами и возможностями — непростая тема. А вот учащиеся Красненской средней школы имени Марии Ивановны Светличной в ней хорошо разбираются и, впервые приняв участие в региональном чемпионате по киберспорту, стали бронзовыми призёрами. Как они это сделали, как с играми связана школа, что такое Dota 2 и «Мир танков», узнали у тренера команды Вячеслава Сычёва.
— Вячеслав Викторович, вопросов много, но первый — как среди учеников удалось собрать ребят, хорошо играющих в компьютерные игры? На уроках же они об этом не рассказывают?
— Когда мы узнали о чемпионате, то бросили клич по школе. Для участия требовались ребята от 14 лет, разбирающиеся в играх Dota 2, «Мир танков», Tetris, электронных шахматах и поиске в Интернете на время. Желающих оказалось много. Сразу сформировалась команда «дотеров», которая уже сыгралась. В неё вошли Артём Дёшин, Иван Фомин, Глеб Касимов, Максим Шарапов и Дмитрий Генералов. На начальном этапе с ними было проще всего. Остальных ребят подбирали в соревновательном режиме. В шахматах вне конкуренции в своей возрастной группе был Михаил Новиков, в танках — Николай Чепенко, в поиске информации самой быстрой стала Дарья Тульнова. В тетрисе Максим Бондарев обыграл вообще всех. Так сформировалась наша сборная. Затем в течение недели ребята получали задания и проходили испытания чемпионата с домашних устройств. Все инструкции поступали им в специальном чате, который организовала Федерация компьютерного спорта Белгородской области. В результате среди 70 школ мы вошли в топ 16 и поехали на онлайн тур в Белгород. Соревнования проходили на базе кампуса «Школа 21».
— Первый раз участвовали и сразу в лидеры. Как?!
— Просто: по сумме командных баллов за пять испытаний. Некоторые ребята раскрылись, как мега профессионалы, и затащили команду в лидеры. К примеру, Николай Чепенко и Максим Бондарев стали третьими в своих дисциплинах. Это высокий результат. Хотя все молодцы и выложились по максимуму. За третье место получили медали, дипломы и сертификат на премию в размере 30 тыс. рублей.
— Судя по вашим словам, чемпионат был зрелищным...
— Безусловно. Киберспорт — это уже давно не просто игры на компьютерах, а настоящий спорт, где требуются концентрация внимания, быстрая реакция, стратегическое мышление и командная работа. Именно эти качества принесли нам победу. На площадке был такой накал страстей, как на реальных спортивных испытаниях. Кто халтурил, вылетел в самом начале. Нас немного деморализовали первые испытания, а потом разыгрались и взяли заслуженное.
— А что было самым сложным?
— Да в принципе всё непросто. Игра в «Доту» очень интересная и замороченная. Я сам до чемпионата с ней не был знаком. Посмотрел на азарт детей на тренировочных отборах, загорелся и начал разбираться. Понял, что там нужно вникать в сборки, персонажи, их умения, комбинации способностей в команде в сочетании с отдельными персонажами. Ребята освоили — молодцы. Мне ближе, к примеру, тетрис.
— Мы все в детстве его любили.
— Мы — да. Современные дети порой с ним незнакомы. Специальный тетрис для соревнований разработала Федерация киберспорта. Суть в чём, игрок видит на экране два поля: своё и соперника. Детали, состоящие из четырёх кубиков в разной комбинации, предлагаются одинаковые. Задача — быстрее достроиться до верха. Списанные строчки противника становятся для оппонента новыми препятствиями. Здесь нужно правильно выбрать тактику и скорость.
— А чем скоростной поиск в Интернете отличается от обычного?
— В принципе, немногим. Единственное, что все вопросы были хитро заданы, и требовалось быстро раскопать нужную информацию. Даже если задать их нейросети, она поведёт по ложному пути. Кстати, там мы показали неплохой результат, оперативно и правильно ответив на четыре вопроса из семи.
— Вячеслав Викторович, дети знают вас как учителя географии, коллеги ещё и как айтишника школы. Как сочетается несочетаемое?
— Вполне реально. По образованию я учитель информатики и географии. В вузе нас потенциально готовили писать информационные геосистемы, настраивать глонассы, GPS, делать интерактивные карты. В школе, помимо географии, веду «Основы алгоритмики». Да и в целом, так сложилось в жизни, что мне нравится заниматься компьютерными технологиями.
— А в свободное время играете?
— Конечно, если выпадает возможность. Люблю стратегии и сюжетные игры.
— На ваш взгляд, уместно ли развитие киберспорта на базе школ?
— Веяния времени таковы, что, скорее да, чем нет. Дети сейчас много времени проводят за компьютерами, планшетами, телефонами. Они всё равно играют и если это будут делать под контролем, то, скорее всего, и результат будет лучше. К примеру, неконтролируемую агрессию приписывают влиянию виртуальных игр. Пусть это будет под наблюдением взрослого, который правильно скорректирует эмоциональное поведение ребёнка. Плюс ребята смогут освоить не только основы игр, но важные цифровые навыки. Киберспорт учит работать в команде, а многие компьютерные игры тренируют память, заставляют мыслить логически и быстро принимать решения. Если играть очень хорошо, то можно участвовать в турнирах и добиваться наград. Но не стоит забывать и о том, что долго сидеть за компьютером вредно. Заниматься обычным спортом тоже важно.