

31 августа Почётный гражданин Алексеевского района, партийный, советский, хозяйственный руководитель Иван Фомич Ходыкин отметил свой 90-летний юбилей.
Смотря на этого человека посторонним взглядом, не подумаешь о таком возрасте. Подтянутый, всегда аккуратно одетый, в фирменной кепке с барсеткой в руке, он больше похож на столичного туриста, чем на человека, почти 60 лет прожившего в Алексеевке и много сделавшего для её процветания.
Он давно уже на заслуженном отдыхе, не председатель горисполкома, как был в 80-е, не глава администрации города, как в 90-е, не директор краеведческого музея, как в 2000-е, а всё равно болеет душой за сломанное деревце в сквере, засохшие и не вовремя убранные цветы на мемориале Солдатской славы, поблекшую вывеску с расписанием работы музея. Хозяйственная жилка и интерес ко всему окружающему у него с детства.
А сознательное детство его пришлось на довоенные, военные и послевоенные годы. Он хорошо помнит войну, оккупацию и послевоенные голодные сиротские годы. Отец Фома Федотович ушёл на фронт в первые дни войны и в 1943 году пропал без вести. До сих пор нет никаких сведений, что с ним случилось. Мама Мария Яковлевна умерла, наверное, как говорит Иван Фомич, больше от горя, чем от болезни, в 1946 году, оставив сиротами троих детей. Старшему Ивану было 11 лет, а сёстрам Сане и Нине ещё меньше. Они остались в доме одни. Помогали дядя-опекун Иван Яковлевич Ходыкин, сельская власть, колхоз, соседи. Подробно об этих трудных годах жизни Иван Фомич рассказывает в своей недавно вышедшей книге воспоминаний «Уроки жизни». Раздел книги под названием «Сиротская доля» невозможно читать без слёз.
В Веретенниковскую начальную школу, тогда Уколовского района, ходил весной и осенью босиком. Наступали холода, одеться и обуться было не во что — оставлял школу. Так продолжалось два года. И только в 1945 году стал регулярно учиться. Очень рано пошёл работать в колхоз. Мечтал об армейской службе, боялся, что по каким-то причинам «забракуют». Но всё получилось. Попал в авиационные войска на три года в город Ворошиловоград, ныне Луганск. Там одели, обули, кормили три раза в день, чего в его жизни в последние годы не было.
За три года службы он не только освоил знания по специальности, но приобрёл друзей, единомышленников. Занимаясь спортом, возмужал, окреп и открыл в себе таланты, о которых не подозревал. Армейская служба ему показалась «мёдом».
После демобилизации нужно было делать выбор. И в 1957 году он вернулся в родное село Веретенниково Красненского района. Обстановка в доме не изменилась. Повзрослевшие сёстры работали в колхозе, но нищета была видна, как говорят, в каждом углу. Больше месяца уже бывший солдат ходил в военной форме, потому что не на что было её сменить. Пришлось уехать в город Красный Луч на шахту № 1 «Христофоровская», где уже обосновался его армейский товарищ. Это примерно в 60 км от Ворошиловограда, где проходил службу. Начался новый этап в жизни.
Сначала освоение шахтёрской специальности, затем серьёзная производственная травма, инвалидность, учёба в вечерней школе, Луганском пединституте на историческом факультете. На это ушло почти девять лет.
После окончания нужно было применять полученные знания на практике, и он был назначен заместителем директора по воспитательной работе в профтехучилище города Красный Луч. К этому времени у Ивана Фомича уже была семья: жена Галина Ивановна и дочь Элла. Жизнь налаживалась, но тянуло на малую родину…
И в 1969 году Ходыкины приезжают в родные края. Первым местом работы в Алексеевке было заведование заочным отделением среднего образования, потом инспектором районо. В 1970 году неожиданно для него предложили работу инструктором отдела организационно-партийной работы Алексеевского райкома партии, а вскоре Иван Фомич стал заведующим этого отдела сначала райкома, затем горкома КПСС на долгие 10 лет. Утверждая на бюро горкома, его характеризовали как требовательного, самостоятельного в принятии решений, способного брать на себя ответственность.
Своей дальнейшей работой в горкоме КПСС, председателем горисполкома, затем главой администрации города он постоянно это подтверждал. Иногда был жестковат, грубоват, решителен, но это всё для благого дела. Город строился, развивался. В эти годы были сданы в эксплуатацию гостиница «Тихая Сосна», школа искусств, кафе «Золотой петушок», 96-квартирный девятиэтажный дом, построенный за бюджетные средства для горожан. Вступили в строй терапевтический корпус центральной районной больницы, новая база горпищекомбината, был реконструирован городской парк культуры и отдыха, произведена закладка сквера по ул. К. Маркса (ныне Мостовая) в честь 300-летия Алексеевки, начато строительство Николаевского и Дмитровского мостов через реку Тихая Сосна.
Он сейчас с благодарностью отзывается о руководителях предприятий и организаций в те годы, которые «терпели» его волевые методы, понимая, что если не они, то и никто; о коллегах, с которыми пришлось работать в горкоме, горисполкоме, администрации города и района. Особенно тепло вспоминает Леонида Васильевича Енина, первого секретаря горкома КПСС (1971-1983 гг.), Василия Ивановича Евдокимова, секретаря горкома, ведавшего промышленностью и транспортом (1967-1974 гг.), затем работавшего директором эфирокомбината (1974-1989 гг.). Он их считает своими учителями, наставниками. У них, действительно, было чему научиться.
Находясь уже на заслуженном отдыхе, Иван Фомич не мог сидеть без дела. В 1998 году он пришёл директором в Алексеевский краеведческий музей. И сразу нашёл себе работу: ремонт здания, пристройка, создание музея под открытым небом, активизация научно-исследовательской работы. Музей стал одним из центров культурной жизни города. На базе учреждения стали проводиться областные семинары по различным направлениям музейной деятельности.
Учитывая, что автор этих строк, как говорит Иван Фомич, «сподвижница», знакома с ним более 50 лет (в 23 года я пришла под его начало инструктором орготдела, затем в 1980 году была избрана секретарём горкома КПСС, а через полгода Иван Фомич стал председателем Алексеевского горисполкома). Каждый на своей должности, выполняли общие поставленные задачи, затем тесно работали при подготовке к празднованию 300-летия Алексеевки. Председатель горисполкома активно участвовал к «круглых столах», «Днях открытого письма» и других мероприятиях, проводимых редакцией газеты «Заря» в пору моего руководства ею. И ещё 12 лет совместной работы в отрасли культуры директорами: он — музея, я — централизованной библиотечной системы.
Я задала несколько «больных» для него вопросов.
— Скажите, что вы очень хотели сделать в своей жизни, но не сделали. О чём сожалеете?
Он начал с конца вопроса:
— Сожалею о том, что очень мало лет удалось прожить с родителями. Всё в моей жизни проходило с опозданием. Поздно получил среднее и высшее образование. Становление проходило с определёнными трудностями. Но не хочу ворошить прошлое. Что хотел бы очень, а не сделал? — повторил он мой вопрос. Немного подумав, начал говорить о том, что, будучи председателем горисполкома и главой администрации города, очень хотел благоустроить набережную от железобетонного моста до универмага (сейчас магазин «Мир мебели»). Там, помимо мемориала Солдатской Славы, планировалась библиотека на 500 тыс. экземпляров и зона отдыха. Был проект, но, наверное, не хватило сил, времени для реализации и поддержки вышестоящих структур.
Вдоль реки планировалась прогулочная канатная дорога длиной 200 метров, для этого даже с двух сторон были забиты сваи, но… Не удалось решить вопрос строительства художественной галереи. Сорвалось, на мой взгляд, из-за проволочки местных чиновников строительство объездной дороги в районе Красного хуторка с путепроводом через реку Тихая Сосна. Был проект, но всё осталось только на бумаге, а сейчас вообще до этого никому нет дела, а жаль.
— Иван Фомич, как вы думаете, вы — счастливый человек?
Иронично ответил:
— Полусчастливый.
И продолжил…
— Сиротское голодное детство, запоздалая и очень тяжело дающаяся учёба и дальнейшая жизнь — это трудное восхождение на высокую гору. Не буду сравнивать ни с Олимпом, тем более, с Эверестом. На свою гору, которую, как мне кажется, одолел. Да, мой труд как-то оценивался. Есть правительственные и региональные награды, но чувство и состояние чего-то не сделанного остаётся до сих пор. У меня хорошая семья. С Галиной Ивановной мы уже 62 года. Спасибо ей за это. Дочь Элла уже в статусе пенсионерки, есть две внучки, подрастают правнуки. Это радует, они — наше продолжение.
— Я знаю, что вы умеете дружить, долгие годы поддерживаете добрые отношения со своими коллегами, которым когда-то дали «путёвку в жизнь», с руководителями тех лет совместной работы. В этом я убедилась, читая высказывания ваших товарищей, сподвижников в только что вышедшей книге «Уроки жизни».
— Да, я уже говорил о своих коллегах и наставниках Леониде Васильевиче Енине и Василии Ивановиче Евдокимове. Но список могу продолжить. Людей, которые по жизни со мной были рядом долгие годы, которых уже нет на свете: это Мутрал Дзахмышев, Юрий Костюченко, Виктор Мазур. В настоящее время мы часто встречаемся и общаемся с Дмитрием Лебеденко, Анатолием Никитенко, Иваном Ряполовым и Александром Литвиновым.
— Что бы вы хотели пожелать своим землякам в год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне? Уверена, он особый для вас.
— Любить свою Родину. Особенно то место, где родился, вырос, живёшь, и делать всё возможное для её процветания.
— Ваш большой юбилей в этот раз совпал с Днём шахтёра, который отмечается в последнее воскресенье августа. Примите наши поздравления с этим праздником тоже.
От автора:
К сожалению, формат газеты не позволил рассказать об этом человеке более детально. Но вся его жизнь с подробностями, переживаниями изложена в недавно вышедшей книге воспоминаний «Уроки жизни». К сожалению, её тираж всего 200 экземпляров, но кому интересно, можно найти издание в библиотеках города.
Кто-то из великих людей сказал: «Жизнь — это не те дни, что прошли, а те, что запомнились». Вот это как раз о содержании книги Ивана Фомича в соавторстве с журналистом, краеведом Анатолием Кряженковым.












