

В новогоднюю ночь и на Рождество, как и в предыдущие годы, участницы мастерской «Умелые ручки» из Богословки загадывают одно желание на всех: «Чтобы поскорее наступил мир на Земле». Эти праздники они проводят дома, а в остальное время плетут маскировочные сети, чтобы укрыть бойцов от вражеских взглядов и приблизить Победу.
Их труд поражает масштабом и терпением, подтверждая, что армия сильна, когда за ней стоит надёжный тыл.
— С 23 марта 2024 года связана 1 501 сеть разных размеров, — рассказывает Татьяна Переверзева, встречая нас в Богословском сельском клубе, где мастерицы собираются для доброго дела. — Работаем шесть дней в неделю в две смены. Отдыхаем только в понедельник и по большим праздникам. Но готовы работать ежедневно, лишь бы помочь нашим солдатам.
Удивляясь их усердию, мы подходим к деревянным станкам. С двух сторон стоят женщины, быстро завязывающие «галстуки» (прямоугольные лоскутки с надрезом — авт.) в уголки натянутой сетки.
Формально Татьяна Ивановна — главная, но обязанности у всех равные. В прошлом она учитель математики и без труда рассчитывает количество материала, необходимого на сеть. От неё мы узнали, как широкие рулоны нетканого материала режутся на длинные «бублики». Из каждого потом получается 1 800 «галстуков», а на сеть их уходит примерно 7 200 лоскутов. Этим занятием маму увлекла средняя дочь Надежда Кузнецова, с неё и началась история богословских маскировочных сетей. Сначала она привозила материалы домой для помощи в разрезании. Затем семья привлекла знакомых, и когда желающих стало больше, сделали станки и попросили помещение в сельском клубе. Старшая дочь Людмила и младшая Антонина, как и многие неравнодушные люди, тоже участвуют в этом деле.
— Пойдёмте, покажем вам 13 готовых сетей, — приглашают нас Татьяна Мальцева и Галина Копонева. — Но они у нас долго не задерживаются. Скоро приедут бойцы или волонтёры и заберут. Сейчас нам заказано 117 сетей. Был бы только материал — всё сделаем.
— А где его берёте? — интересуюсь.
— С покупкой помогают воронежские волонтёры и всё доставляют сюда любыми доступными способами. С остальным справляемся сами, — продолжают женщины.
В группе мастериц 13 человек. Это Татьяна Переверзева, Светлана Попова, Татьяна Мальцева, Галина Копонева, Валентина Панкова, Валентина Лицукова, Валентина Печурина, Татьяна Копонева, Вера Попова, Зинаида Дохнова, Елена Черных, Любовь Переверзева и Анна Бакланова. Две последние работают по вечерам, остальные с 8.30 до 11.30 ежедневно. Всегда на помощь приходят мужчины — тёзки Николай Копонев и Николай Копонев. Правда, один Петрович, другой — Викторович. Они нарезают «бублики» на «галстуки». С организацией доставки и сбором помощи для закупки материалов помогает и Надежда Тимофеева. Кстати, глядя на богословских мастериц, в Горках тоже начали плести сети в местном доме культуры.
— Перечисляя средства, люди обязательно указывают, что это «помощь фронту». Всё прозрачно: сколько денег поступило, сколько израсходовано, — подчеркнула Татьяна Переверзева.
Я думаю, что никто и не сомневается в честности этих женщин. Как и несколько лет назад, когда всё только начиналось и мы фотографировали девчат с инициатором Надеждой Кузнецовой и главой сельской администрации Ниной Переверзевой, они плетут с тем же энтузиазмом и бескорыстием.
Помимо сетей из «галстуков», богословцы плетут их ещё и узором. Этим занимается Светлана Попова.
— У девчат быстрее получается, — делится Светлана Николаевна. — У меня ленточки по два метра. Разные цвета вплетаю по схеме для лучшей маскировки. Скоро будем переходить к белому, а пока сизые используем. Цветовая гамма зависит от погоды на улице: серый камуфляж, белый, двусторонний чернозём-хаки и другие. По краям закрепляем разноцветные тонко нарезанные кисточки, чтобы размыть узор от дронов.
Разглядывая на длинном столе нарезанные «галстуки» и разложенные по цветам в коробках, спрашиваю, на сколько дней работы их хватит.
— Примерно на два, — одновременно откликнулись собеседницы, которые тем временем уже сворачивали свою 1502-ю маскировочную сеть. И всё, что им нужно сегодня, это материалы, чтобы продолжить творить добро в две смены.












