

Мой отец, Алексей Тимофеевич Ряполов, родился 30 марта 1916 года. Работал в колхозе бухгалтером. Летом 1941 года был призван на трёхмесячные военные сборы, которые проводились на территории села Коротояк Воронежской области. В это время началась Великая Отечественная война.
Моя мать, София Лукьяновна, вместе с односельчанами отправилась туда пешком, чтобы успеть проститься. Все участники сборов были отправлены на фронт. После прибытия их бросили в бой. На десять человек была одна винтовка и к ней десять патронов. Если солдата с оружием ранили или убивали, рядом идущий забирал его и шёл дальше. В одном из боёв мой отец был тяжело ранен. В него попали четыре автоматных пули. После излечения в госпитале Саратова воевал на Калининградском фронте, где попал в плен. Пешком их отправили в Смоленск. Вооружённые немцы ехали на повозках. Пленных практически не кормили. Отец вспоминал, что рядом с дорогой лежала убитая лошадь. Пленные бросились к ней, а немцы — по ним очередью из пулемёта. Многие не пошли дальше.
В плену Алексей Тимофеевич встретил троюродного брата Фёдора Ряполова, который тяжело болел. Каждый день от голода, холода и болезней умирало от 200 до 300 человек. Когда появилась возможность сбежать, отец предложил брату уйти, но тот отказался из-за бессилия. После того, как Фёдор умер, отец, намочив огрызок химического карандаша, на куске обёрточной бумаги написал: «Кто найдёт мой труп, прошу сообщить по адресу: «Воронежская область, Уколовский район, с. Камызино, Ряполовой Софии Лукьяновне» и сбежал из плена.
Тяжело больной он шёл от дома к дому, от деревни к деревне, где-то давали кусок хлеба. За 16 дней отдалился от Смоленска на 100 километров. В одной из деревень его приютили и подлечили старик со старухой. Весной была облава, и его снова пленили. Сидел в лагере города Кричева Могилёвской области. Затем повезли в Германию, но по дороге неожиданно высадили в районе Пинских болот. Под охраной четырёх немцев солдаты пилили лес и рубили кусты в 200 метрах от железной дороги. Лес грузили в вагоны и отправляли в Германию.
По ночам пленные слышали выстрелы боёв. Они вошли в доверие к охране и спланировали нападение. После ушли в лес. Выйдя на поляну, увидели мужика, который косил траву. Рядом паслась лошадь. Попросили его указать дорогу к партизанам. Тот стал отнекиваться, что ничего не знает. Обыскав повозку, они обнаружили у него винтовку и сказали: «Если ты наш, веди, а нежели полицай, то мы тебя тут и прикончим». Тот оказался своим и повёл солдат лесными тропами. Слабые по очереди ехали на повозке. Перед лагерем он оставил их со словами: «Ждите здесь, дальше партизанские дозоры, и нас постреляют». Облегчение пришло, когда появилась группа партизан. «Чужаков» разоружили, привели в деревню, накормили и поселили в хаты по одному. Неделю водили по три раза в день на допросы в особый отдел, а после стали брать на задания по одному человеку в группу.
Командовал отрядом Алексей Иванович Шуба. Он был военврачом, воевал в Финскую войну. Во время Великой Отечественной попал в окружение. Перейти линию фронта было невозможно, поэтому вернулся в свой район и организовал партизанский отряд, а пока было возможно, работал главным врачом района. Он спас много молодёжи от угона в Германию, приписывая им разные болезни, снабжал партизан медикаментами и перевязочным материалом. И когда уже нельзя было оставаться, под видом проверки медицинских пунктов взял у коменданта велосипед, пистолет парабеллум и ушёл в партизаны.
Отряд быстро увеличивался и вырос в бригаду имени Кирова. Партизаны нападали на гарнизоны, пускали под откос поезда. Уходили в рейды на несколько дней. Зимой ночевали на снегу, постелив ветки ели вокруг костра. Связь с «большой землёй» осуществлялась самолётами. После освобождения нашей территории от немцев отец присылал письмо из партизанского отряда, где просил фотографию матери с детьми: Александрой, Иваном и Татьяной, которую запросил особый отдел.
Перед Курской дугой была объявлена «рельсовая война». Партизаны ночью выходили на задание, «снимали» охрану железной дороги, где она была, на стыке рельсов закладывали заряды и одновременно по сигналу ракеты бикфордовым шнуром или электрическим детонатором взрывали. Рельсы скручивались дугами. Эти действия сыграли большую роль: немецкие поезда вынуждены были ехать в объезд.
Отец воевал в партизанском отряде с 18 сентября 1942 года по 10 июля 1944-го в качестве командира роты отряда имени Чапаева. После соединения с Красной Армией он пошёл дальше на Берлин, хотя его оставляли служить в Белоруссии. Участвовал в освобождении Варшавы, брал Берлин. После Победы встречался с американцами при переходе через Эльбу. Домой вернулся через год, 10 июня 1946 года. До выхода на пенсию работал главным бухгалтером колхоза «Заря». Умер в 1991 году.
Был частым гостем в школе и интересным рассказчиком. Дети с удовольствием слушали истории из биографии фронтовика. Его отец, Тимофей Семёнович, был участником двух войн. Погиб на воронежской земле во Вторую мировую. Могила неизвестна. Нас у родителей было шестеро детей. А сегодня семью умножили 67 внуков и правнуков.












