

Известно, что одним из впечатляющих источников, передающих память о Великой Отечественной войне, являются свидетельства современников, участников событий, отражённые в воспоминаниях. Дополним: мемуарные записи — одно из средств духовной преемственности поколений.
Алексеевский краеведческий музей в канун 80-летия Великой Победы обратился именно к этой форме нашего патриотического наследия. Сотрудники во главе с директором Алексеем Грачёвым подготовились к участию в областном конкурсе общественно значимых инициатив под патронажем партии «Единая Россия». Музей стал победителем, выдвинув проект об издании воспоминаний алексеевских фронтовиков — ветеранов Великой Отечественной войны. Сборник «О войне рассказано не всё…» напечатали в Белгороде, составил его Алексей Грачёв.
Из мемуарных записей, хранящихся в музее, отобраны те, которые ранее не были обнародованы. Вышли в свет воспоминания воинов, оказавшихся в самом пекле войны — на передовой. Читателям представлены записи Героя Советского Союза Николая Алексеевича Пьянкова, почётного гражданина Белгородской области Михаила Владимировича Мысакова, известного педагога и шахматиста Бориса Васильевича Синёва.
У каждого из них — своя война. Что же предстанет перед глазами читателя со страниц издания? Поскольку книгу выпустил музей, последуем его экскурсионной традиции.
Начнём с начальных публикаций. «Достаточно пехотинцам заметить наличие мин противника, да ещё случись беда — подорвётся пехотинец на мине, тогда уже пехота на этом участке заляжет и поднять её трудно. Да и куда поднимать, надо путь расчищать. Вот этот момент самый опасный, сапёры под оружейно-пулемётным огнём обязаны проделать проходы или вообще убрать минные поля, а ближайшая, видимая мишень в это время — сапёры».
Так описал одну из фронтовых ситуаций Николай Пьянков, прошедший боевой путь в инженерных войсках, где минёру можно было ошибиться только один раз. Командир взвода сапёров, он воевал на Сталинградском, Степном, 2-м Украинском фронтах. Несколько раз был ранен, и после излечения вновь становился в строй. В августе 1944 года в бою за один из румынских городов под командованием Николая Алексеевича взвод нанёс большой урон врагу и взял в плен десятки нацистов. За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Вместе с майором Пьянковым в одном батальоне воевала радистка Мария Дмитриевна Крутилина. После падения Берлина она стала женой офицера, а в 1957 году супруги вернулись на её родину, в Алексеевку.
Нас привлечёт ещё один блок публикаций сапёра — того, кто мог ошибиться только один раз. Перенесёмся в ситуации, описанные Михаилом Владимировичем Мысаковым.
Основу его воспоминаний составили подробности действий армейской боевой группы сапёров в тылу врага. Взвод из 22 человек после специального отбора и подготовки получил особое задание: вести разведку и совершать диверсии на самых чувствительных вражеских участках и объектах. Сапёры вместе с партизанами действовали в сложных горных условиях Крыма в конце 1942-го, начале 1943-го годов. Слякотная зима, переходы по козьим тропам, часы наблюдений на холоде — всё это приходилось испытать, чтобы нанести урон врагу. А если неприятель обнаружит расположение (на войне не без того), то надо спешно менять позицию, иначе можно нарваться на засаду, попасть в окружение и под миномётный обстрел. Связь с Большой землёй поддерживалась по рации.
Командир отделения, старший сержант Михаил Мысаков поведал о многих рискованных диверсионных эпизодах. После одного из них он вспоминал: «На второй день разведка установила, что под откос был пущен эшелон с продовольствием и награбленным имуществом, предназначенным для вывоза в Германию, в количестве 12 вагонов и 3 пассажирских вагонов с офицерами, отправлявшимися на побережье для отдыха».
В одной из критических ситуаций Михаил Владимирович принял на себя командование всей группой, и сапёры продолжали выполнять боевые задачи. Были подорваны ещё несколько вражеских эшелонов, бронепоезд, станционные склады, машины на дорогах, мосты. Вместе с партизанами в горах группа дала решительный бой нацистам, попытавшимся их окружить и разгромить.
Впоследствии Михаил Мысаков продолжал прокладывать проходы в минных полях в боях по освобождению Крыма, Польши, при штурме Дрездена и на марше к Праге. За боевые заслуги отмечен знаками воинской доблести — орденами и медалями, среди них — орден Красного Знамени.
Когда в 1945 году отбирали воинов на Парад Победы в Москве, Михаил Владимирович вполне подошёл по своей выправке и наградам. «На Красной площади мы должны были держать экзамен на зрелость, силу и мужество. Экзамен этот будет принимать народ и в первую очередь трудовая Москва», — отметил он в своих воспоминаниях. Этот экзамен он выдержал с честью. Потом этот же экзамен достойно сдал на Парадах Победы в 1990 и 2000 годах.


Теперь последуем за артиллеристом Борисом Васильевичем Синёвым. Он «пошёл другим путём». В отличие от предшествующих авторов не стал описывать свой боевой путь подполковника (от командира взвода дивизиона до начальника штаба бригады), а обратил внимание на наиболее поучительные фронтовые эпизоды. Проявилось его педагогическое призвание с математическим уклоном — Синёв до и после войны посвятил себя учительству, более десяти лет был директором городской средней школы № 1. В те годы его педагогическая стезя находилась на пике.
В первом эпизоде повествуется о решающем значении точного и выверенного расчёта в артиллерии, а также хладнокровия и выдержки самого командира. В результате была накрыта огнём колонна фашистов из 500 человек. Второй эпизод — иного характера, называется «Ошибка лейтенанта Сергеева». Командир батареи сделал неверный расчёт при пристрелке, задержал команду для стрельбы, что привело к непоправимой беде. Вражеская пушка успела выстрелить и попала в хату, в которой погибли взрослые обитатели и была ранена девочка.
Автору этих строк посчастливилось слышать доводы Бориса Васильевича ещё в 1950-е годы в школьном классе. Тогда он обращал наше внимание на то, насколько важно знать математику. Как аргумент приводил и ошибку лейтенанта, которая обернулась трагедией.
Два следующих эпизода в изложении Синёва рассказывают о подвигах артиллеристов. В одном из них — весь расчёт зенитной пушки выполнил воинскую присягу, сражался до последнего, прямой наводкой уничтожая наступавших эсэсовцев. В другом — отчаянный боец Толоченко, когда голову опасно высунуть из окопа, вставал в полный рост и, спокойно прицелившись, стрелял в немца, неосторожно показавшегося на виду. Храбрец тут же опускался на дно окопа. Над ним проносился огненный миномётный смерч. Сменив позицию, Толоченко в полный рост вновь стрелял по врагу. «Меня немецкая пуля не берёт. Любимая девушка заговорила от пуль», — улыбался он.
Все боевые автобиографии написаны в 1970-е годы, когда в сознании фронтовиков сохранились отзвуки былых боёв и походов. Их сердца воодушевляла гордость о великой миссии Красной армии в период схватки с нацизмом. Конечно, мемуары отражают атмосферу советских лет. Они содержат словесные формы и смысловые контуры того времени на социальное устройство общества. Но та точка зрения не заслоняет главного — сохранение исторической правды. В воспоминаниях сюжеты и портретные характеристики передают уровень убеждённости, святую веру ветеранов, их преклонение перед боевыми подвигами однополчан, которые на ратном поле проявляли стойкость, выносливость и мужество. От них, фронтовиков, до сего дня дошли и утвердились в нашем понимании немеркнущие слова «патриот» и «защитник Отечества» как символы национального достоинства и суверенитета России.












