Local Logo
Новости Алексеевского и Красненского муниципальных округов Белгородской области
76.97
-0.98$
89.90
-0.69
+1 °С, туман
Белгород

Возвращает в мир ярких красок. Как врач-офтальмолог оказался на Доске Почёта Алексеевского округа

26 ноября , 13:2380 лет ПобедыФото: Ирина Булгакова

Кандидат медицинских наук Наталья Куделина каждый день спасает зрение земляков.

Зрение — уникальный дар, данный человеку от природы. Задумывался ли кто-нибудь из нас, как это страшно, когда в одночасье меркнет мир, и причины тому могут быть самые разные, порой совершенно нелепые?  

С ситуациями потери зрения, нередко полными отчаяния, но к счастью, не всегда безнадёжными, много лет ежедневно в своей работе сталкивается врач-офтальмолог высшей категории отделения дневного стационара поликлиники Алексеевской центральной районной больницы Наталья Куделина. За добросовестный труд и высокий профессионализм в этом году имя доктора занесено на Доску Почёта Алексеевского округа в номинации «Лучший работник учреждения здравоохранения».

Кумиры детства

Когда я пришла в отделение на встречу с Натальей Юрьевной, она отлучилась в реанимацию на консультацию. Такая причина заставляет в принципе забыть о том, что ты спешишь, и планы твои теперь сдвинутся. Возможно, сейчас решается судьба человека, стоит вопрос жизни и смерти — все мирские заботы сразу отходят на второй план. «Извините, что пришлось ожидать меня. Молодой парнишка, тяжёлые травмы, очень жалко», — коротко, не вдаваясь в подробности, говорит доктор, когда возвращается, и я понимаю по её голосу, что слова о врачах, что они привыкают к боли попавшего в беду человека — не более чем миф.

Детство Натальи Куделиной прошло в рабочем посёлке Верхний Баскунчак Астраханской области. Её мама Татьяна Николаевна работала хирургической медсестрой. Посёлок — крупная узловая железнодорожная станция, поэтому в больницу на периферии частенько привозили пострадавших с самыми различными травмами. Девочка с рождения практически не видела маму, но отчётливо по сей день помнит больничный запах, который одновременно с ней залетал в комнату, когда та возвращалась с тяжёлых дежурств. Большую часть времени маленькая Наташа проводила у бабушки Марии Ивановны. Иногда, упросив маму взять её с собой на дежурство, сидела в пустой палате напротив операционной. Звуки и шорохи, какие могут только быть в ночное время в больнице, нотки знакомого запаха, — всё это незаметно для неё самой надёжно откладывалось в детском сознании, будоража интерес к трудной и потому особенной профессии. Судьбу Натальи Юрьевны предопределил случай.

Однажды девочка забежала к маме на работу за ключами. В это время в отделение поступил тяжёлый пациент, который в одночасье стал просто умирать. Врач ещё подойти не успел, рядом с ним находилась только мама моей героини. Она пыталась реанимировать его, но толку не было. Откуда только взяла силы эта маленькая хрупкая медсестра: размашистый удар кулаком в грудь — человек «завёлся», губы порозовели.

Татьяна Николаевна часто рассказывала дочери о работавшей в то время хирургом в местной больнице Людмиле Клышкиной. Этот врач, по её словам, спасала даже тех, у кого, казалось, не было ни малейшего шанса. Поэтому, когда девочка встречала её в коридоре, она смотрела на доктора с особым трепетом. В день, когда в школе успешно был сдан последний выпускной экзамен, на улице Наталья встретила Людмилу Александровну. Доктор подошла к ней, обняла и сказала: «Умница! Иди в медицинский». Вопросов к будущему больше не было — после окончания школы с медалью в 1990 году Наталья Куделина поступила в Астраханский мединститут на специальность «Педиатрия».  

«Моя профессия — лучшая»

Учиться было интересно, вспоминает доктор. В вузе Наталья Юрьевна познакомилась с будущим мужем Геннадием Куделиным — «лучшим студентом», по мнению преподавателей. Практику супруги проходили в больнице на его малой родине — в посёлке Красногвардейское (ныне город Бирюч) Белгородской области. На старших курсах девушку больше привлекала профессия врача акушера-гинеколога. В свободное время студентка просилась в гинекологический стационар на дежурства, чтобы походить «хвостом» за доктором. Но места по этой специальности в Красногвардейской больнице, где супруги Куделины планировали трудиться после окончания мединститута, для неё не было. Тогда, узнав об этом, она рыдала два дня, а сегодня говорит:

— Я благодарна судьбе, что всё вышло так. Не женское то дело. Моя профессия — лучшая.

А я смотрю на неё и понимаю: эта миниатюрная женщина словно создана для того, чтобы ловко манипулировать микрохирургическим инструментарием в офтальмологии.

Патент и учёная степень

Недолго проработав в Красногвардейской больнице, Куделины переехали в Алексеевку. Наталья Юрьевна поступила на работу в детскую поликлинику нашей ЦРБ. Как-то вызвал её бывший главврач Александр Ситник и сказал: «Нам нужно продвигать офтальмологическую службу. Надо осваивать новые методики оперативного лечения. Езжай, учись у лучших хирургов».

В ординатуру на кафедру офтальмологии Воронежской медицинской академии им. Н. Н. Бурденко Наталья Куделина попала в 30 лет, имея за плечами восемь лет трудового стажа. Здесь она воочию увидела выдающегося офтальмолога, профессора Сергея Ефимовича Стукалова, с научными статьями которого познакомилась ещё будучи студенткой. «Необыкновенный человек, он читал Шекспира в оригинале. Кафедра сильнейшая на тот момент была, это двадцать лет назад», — вспоминает она.

На кафедре Наталья Куделина поделилась с коллегами своими наблюдениями за подростками в количестве более 1 000 человек, сделанными за время работы в детской поликлинике. У детей, страдающих вегетососудистой дистонией, которым невролог назначал магнитотерапию, замедлилось или остановилось прогрессирование развития миопии (близорукость — авт.). «Да это же открытие!» — поддержали её сотрудники кафедры. Так в 2007 году вуз стал патентообладателем изобретения способа лечения прогрессирующей миопии, а Наталья Куделина — одним из его авторов. Патент вошёл в состав кандидатской диссертации, которую Наталья Юрьевна защитила во время обучения в ординатуре.

От теории — к практике

Полученные в ординатуре знания позволили доктору проводить в офтальмологическом отделении Алексеевской больницы операции, которые до того времени можно было сделать только в областном центре. За два года было проведено порядка ста операций по удалению катаракты с имплантацией искусственного хрусталика, большое количество хирургических вмешательств при глаукоме у взрослых. В отделении начали оперировать детей с прогрессирующей миопией. Всё это множество человеческих судеб, которые получили свой шанс на восстановление зрения, не теряя драгоценное время, ожидая своей очереди в крупных учреждениях здравоохранения. Это стало возможным в том числе имеющемуся на базе отделения высокотехнологичному оборудованию: УЗИ аппарату немецкого производства, специализированному офтальмологическому столу из Нидерландов, креслу хирурга с микролифтом, микроскопу японской фирмы и набору микрохирургического инструментария в операционной. Благодарные слова за это Наталья Юрьевна адресует Александру Михайловичу, сделавшему в своё время очень многое для развития больницы.

Жизнь отделения

После реорганизации в 2016 году отделение работает в режиме дневного стационара. Временно, пока идёт ремонт закреплённого за ним здания, оно располагается на шестом этаже роддома. В день нашей встречи с врачом из 20 коек заняты были 17. В основном здесь находятся люди пожилого возраста.

Помощь в отделении оказывают не только алексеевцам, но и жителям Красненского, Красногвардейского, Валуйского, Волоконовского, Вейделевского округов и Ровеньского района. Несмотря на то, что коллектив маленький (кроме доктора здесь трудятся трое постовых медсестёр, старшая медсестра и санитарка), со своими обязанностями справляется. Наталья Куделина проводит диагностические методы исследования зрения и лечение различных патологий глазного дна, проводит операции, не требующие круглосуточного наблюдения.

Наталья Юрьевна отмечает, тяжёлые заболевания глаз вызывает сахарный диабет, который в последние годы сильно «помолодел». Свою лепту внёс и ковид — если раньше инфекционные заболевания глаз проходили легче, то сейчас всё чаще из-за вирусного «удара» по иммунитету наблюдаются тяжёлые осложнения. Особое переживание у доктора за детей. Её «конёк» — близорукость — наращивает темпы. Дети должны бегать, прыгать, заниматься спортом, а не сидеть часами напролёт с согнутой шеей перед мобильным телефоном, уверена доктор.

Размеренная жизнь отделения нарушается, когда поступают люди, получившие травмы глаз и век в быту, в дорожно-транспортных происшествиях и на производстве. Им врач оказывает ургентную (срочную, требующую немедленного вмешательства — авт.) помощь в любое время дня и ночи.

 — В экстренной ситуации ты должен принять решение с молниеносной скоростью. Это то, что мне нравится. Травматологическая офтальмология — это всё-таки моё кредо, — делится Наталья Юрьевна.

За годы работы она повидала множество страшных случаев: и травмы глаз от разбившихся очков, и повреждения пробкой при открывании бутылки с шампанским. Перечислять бытовые травмы в послужном списке врача можно долго. В последнее время доктору приходится сталкиваться со специфичными травмами военнослужащих в тылу. И снова приходится учиться — недавно Наталья Юрьевна посетила научно-практическую конференцию в Белгороде, на которой специалисты из Санкт-Петербурга, Москвы, Ярославля и Рязани обсудили передовые методы лечения боевых травм органов зрения.

Особые случаи

— Были ли в вашей практике случаи, которые вам особенно запомнились? — я задаю доктору свой традиционный вопрос.

Наталья Куделина рассказывает. Учась в ординатуре в Воронеже, на базе офтальмологического отделения 17-й городской больницы столкнулась с такой ситуацией. Привезли из дальнего села мужчину, который подковывал кобылу. Лошадь лягнула его по лицу. В результате — травма одной половины лица и отёк такой степени, что невозможно разглядеть глаз. Время в ситуациях, когда нужно спасти зрение, идёт на минуты. Бесконечное количество попыток осмотра ординаторами, показывающих, что органа зрения нет. СКТ в больнице не было. В кабинет зашла известный профессор Ирина Александровна Захарова, у которой довелось учиться Наталье Куделиной. Врач определила: глазная орбита пустая. Она попросила мужчину встать и поднять голову. И тот прочитал три верхних строчки на табличке!  Ординаторы застыли в шоке. Оказалось, во время удара нетронутое глазное яблоко опустилось в отверстие между орбитой и полостью носа. При этом глазной нерв не был повреждён. На сложную операцию, где требовалось участие врачей разных специальностей, ординаторов не пустили, но случай, который позже лёг в основу научных публикаций, Наталью Юрьевну впечатлил. Да, зрение у мужчины, естественно, снизилось после травмы, но самое главное — оно сохранилось!

— Был ещё случай, который особенно запомнился. Страшный случай. Дело было там же, — продолжает доктор рассказ. — Утром в отделение привезли трёхлетнюю девочку. У неё были такие белые кудри и голубые банты! Вечером, играя в песочнице, ребёнок лопаткой бросил ей в глаза песок. Проснувшись утром, мама увидела, что глаза дочери просто «расплавились». Помочь ребёнку было, к сожалению, уже нельзя — он ослеп из-за токсокароза — инфекции, попавшей в глаза через заражённый песок.

На своём месте

Я подметила: глаза Натальи Юрьевны «горят», когда она рассказывает о микрохирургии глаза. Речь тут же становится торопливой, в голосе столько восторга и вдохновения, что надо быть глупцом, чтобы не понимать: человек на своём месте. Доказательство тому — она смогла увлечь меня своим рассказом так, что уже через 40 минут я сидела за микроскопом и пыталась рассмотреть в него линии на своих ладонях. А как должно быть интересно учащимся медицинских классов, наставником которых является доктор! Недаром четыре новые «звёздочки» на медицинском небосклоне зажглись благодаря энтузиазму врача. Она рассмотрела в них способности. Сейчас они — студенты медвузов, и когда-то обязательно скажут ей за это спасибо, как говорит сегодня она своим Учителям.

***

Через несколько часов после встречи с доктором в голове назрел вопрос: «Неужели такому профессионалу не хотелось чего-то большего в жизни: жить в крупном городе, работать в медучреждении большего масштаба?» Не удержалась — позвонила, спросила. Конечно, мысли были. Её оставляли и в родном мединституте, где у неё был самый высокий балл на курсе — 4,9, и предлагали работать в Воронеже. Она выбрала семью. Дом, который построил муж. Довольна и счастлива. Как и пациенты, которые после встречи с ней вновь смотрят на мир в ярких красках.

Кстати, семья Натальи Куделиной — медицинская. Её супруг Геннадий Куделин — врач-невролог, в настоящее время работает врачом ультразвуковой диагностики в Алексеевской центральной районной больнице. Старший сын Александр пошёл по стопам мамы — стал врачом-офтальмологом-хирургом, живёт и трудится в Воронеже. Четырнадцатилетняя дочь Мария тоже рассматривает профессию доктора как приоритетную.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите на
Авторы:Ирина Булгакова
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоВчера, 10:54
Вячеслав Гладков: белгородские школьники получили 600 путёвок на родину Деда Мороза
Материал
ОбществоВчера, 09:25
Белгородцы смогут принять участие в зимнем сезоне Всероссийской акции «БумБатл»
Материал
Общество3 декабря , 10:22
Вячеслав Гладков рассказал о выделении 130 млн рублей на выплаты многодетным семьям