Сорок лет назад на территории, которая потребовала значительных затрат на избавление от заболоченности и на сооружение крытого павильона, был открыт колхозный рынок. По этому случаю газета «Заря» писала: «Здесь созданы хорошие условия для торговли продуктами и промышленными товарами. В крытом помещении рынка 340 торговых мест, а всего их 700. Имеются бытовые помещения, камера хранения, холодильные камеры. Рыночная площадь занимает более двух гектаров, и прилегающая территория заасфальтирована».
Жители Алексеевки и прилегающих сёл, привыкшие к оживлённому месту продажи и покупки в центре города, с недоверием отнеслись к новому адресу на Дмитриевке. Со временем покупательская инерция сгладилась, и цепочки покупателей со всех концов города потянулись на улицу Лермонтова.
Колхозный рынок сменил статус на рынок, потом — на УК «Рынок», торговый двор «Алексеевский». Сегодня это одно из направлений деятельности акционерного общества «Авантаж-Сервис» имеет ранг ярмарки. Мы беседуем с генеральным директором компании Дмитрием Бувалко в его кабинете.
— Дмитрий Леонидович, в газетной публикации об открытии колхозного рынка говорилось, что на новом месте будут наиболее полно удовлетворять спрос покупателей на продовольственные и промышленные товары. На каком уровне продолжается это направление в настоящее время?
— Для нас это уже традиция. Мы стремимся продолжить и улучшить рыночно-ярмарочные услуги. Скажу сразу, что у нас теперь 1100 торговых мест. Особое внимание уделяем привлечению продукции фермерских и личных подсобных хозяйств. Известно, что у них экологически чистая продукция, чему отдают предпочтение покупатели. Для этого действует программа 30х30. Чем она привлекательна? Программа подразумевает 30% торговых мест на ярмарке с дисконтом арендной платы 30% для всех сельхозпроизводителей. Таким образом, мы решаем две проблемы: на ярмарку приходят продавцы, а значит, покупатель получает доступ к более широкому ассортименту. Кроме того, покупатели выигрывают и в цене — предприниматель получает место со скидкой, его затраты снижаются, а следом он снижает и цены. Для этого налажен тесный контакт с главами администраций сельских территорий, у которых взаимная заинтересованность в продвижении на ярмарку товаров местных хозяйств и подворий. К нам едут из соседних районов, скажем, из Засосны, Острогожска.
— Обычно эту продукцию предлагают на прилавках в крытых рядах, но территория ярмарки намного больше.
— Конечно. Для алексеевцев уже привычны модули и палатки, в которых предлагаются промышленные товары широкого ассортимента. Особенно оживлённая торговля в них по субботним и воскресным дням. Мы проанализировали степень размещения этих точек и пришли к выводу, что их можно уплотнить. Освободившуюся площадь в 2019 году предоставили для компании «Россошь-сити», которое занимается продажей новых и подержанных автомобилей разных марок и производств. Думаю, что не только мы, но и алексеевские покупатели от этого только выиграли. С наступлением тепла торговля оживится. В сезон с марта по октябрь на территории начнут продавать саженцы, появится больше продукции сельских подворий. На нашей ярмарке открыт рыбный павильон, рядом — сооружение, которое сдаём в аренду. Помимо этого, на территории расположены крупные торговые точки — это «Спорттовары» и «Идея». Они привлекают своих покупателей, а те заодно обращают внимание и на наши торговые ряды.
— Что характерно сегодня для крытого павильона?
— В нём большинство торговых мест занято, особенно в выходные дни. На постоянной основе их арендуют 25-30 индивидуальных предпринимателей. Они оплачивают по нескольку мест. На прилавках под крышей алексеевцам предлагают многое: овощи, фрукты, крупы, колбасы, птицу, мясо, полуфабрикаты, кондитерские изделия. Места для продажи своей продукции имеют кооператив «Колтуновские сады» и компании «Алексеевские традиции» и «Горин-продукт». Да всё не перечислить.
— Известно, что реклама — двигатель торговли. Какие ресурсы использует ярмарка?
— Пожалуй, все, что нам доступны. На видных местах вывешиваем баннеры, устанавливаем пилларсы (коробки на крутящейся основе). Создали свой сайт и страницы в соцсетях, на которых размещаем перечень собственных услуг, поддерживаем связь с торговыми организациями в регионе и за его пределами.
— Доводилось бывать на рынке после полудня, когда покупатели почти разошлись. Обратил внимание на обилие следов продажи: валялись картонные коробки, пакеты, клочки бумаги, одноразовая посуда…
— Это неизбежная часть ярмарки. Приходится ежедневно убирать. У нас в штате 26 человек, большинство из них — уборщики территории и помещений. Так уж принято: пришли покупатели на чистый рынок и ушли с чистого рынка. В зимний период на постоянной основе проводим очистку и вывоз снега с территории, а также осуществляем посыпку площадей песчано-соляной смесью.
— Говорят, сберечь приобретённое — не меньшее искусство, чем его приобрести.
— Хотелось бы уточнить, что у нас является достигнутым. Являясь членом Ассоциации ярмарок и рынков Белгородской области, мы принимаем участие во всех конкурсах в этом направлении. Наша ярмарка была признана лучшей в 2018 году, первое место мы заняли и в прошлом году в региональном конкурсе. А в нём участвовало 38 родственных организаций. При этом учитывались самые разные показатели: количество и зоны торговых мест, соответствие санитарным нормам, уровень информирования и безопасности покупателей и другое. В то же время понимаем, что остановиться на достигнутом, значит отстать. Поэтому рассматриваем варианты использования свободных площадей под крупных арендаторов: автомойка, продажа стройматериалов, сфера общепита. Летом в 2019 году на нашей территории располагался цирк-шапито. Если поступит новое предложение, мы с готовностью предоставим место для редкого в нашем городе представления. Словом, в мире конкуренции мы ищем разные ниши для развития ярмарки и удовлетворения спроса покупателей.