Скажу честно: встреча с Николаем Шевченко, моим земляком, оказалась несколько неожиданной. В седовласом мужчине, принёсшем в редакцию «Зари» заметку об афанасьевских школьниках, победивших во Всероссийском конкурсе, с трудом признала парнишку из давнего прошлого, который был значительно моложе меня, и я, как это бывает, скорее определила его по «шевченковской породе», чем по личностным качествам. Корни у этой семьи здоровые и крепкие, многие достигли значительных успехов в профессиональной деятельности.
И я с удовольствием сделала для себя открытие, что Николай Николаевич, учитель математики, информатики и физики, — не исключение. Человек, выбравший нелёгкий путь, нашёл своё призвание в работе с детьми. И тем самым заслужил уважение коллег, учеников и родителей.
Всегда думала о том, какой это благородный труд — быть учителем и как, должно быть, приятно педагогу видеть плоды своего труда. Ведь вложенные в ребёнка знания остаются с ним на всю жизнь и служат основой для дальнейшего развития. А Николай Николаевич не только умеет влюбить школьников в сложные предметы, но и даёт им возможность участвовать и побеждать в различных конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровней. Список довольно обширен.
Его воспитанники стабильно показывают качественную успеваемость. Достаточно сказать, что в прошлом году на едином госэкзамене по информатике средний показатель выпускников составил 83 балла, что значительно выше среднеобластного. Устойчивая динамика и по другим предметам. А ещё ребят привлекает в учителе то, что он — очень увлечённый человек. С ним всегда интересно. Умеет пошутить, найти подход к каждому.
Три года назад разработанный им проект «Внедрение и популяризация интерактивного оборудования — квадрокоптеров и робототехники в школе» стал победителем конкурса грантов по формированию компетенций цифровой экономики Министерства просвещения Российской Федерации. Закупку дорогостоящего оборудования произвели на выделенные деньги — около двух миллионов рублей. Проект помог Афанасьевской школе улучшить работу по многим направлениям, вывести её на новый уровень.
«Сегодня технологический прогресс движется всё с большей скоростью, поэтому считаю необходимым для своих учеников освоение новых технологий в сельском хозяйстве, — со знанием дела говорит Шевченко.
Кружковцы не преминули показать, как работает их «умная» техника, и рассказали, на что способны квадрокоптеры и роботы. Можно давать им задания, и те будут собирать информацию о местности, поливать растения, добираться в труднодоступные места и так далее. В сельском хозяйстве такая техника была бы незаменимой.
«У нас очень много талантливых детей. Например, Дима Дащенко — наш «мозг». Он помогает во всём и уже трижды побывал на всероссийских конкурсах, роботы под его управлением показывали чудеса. Самых добрых слов заслуживают Алексей Рощупкин и Андрей Веретенников — на их счету много побед. Этот список можно продолжать долго… — рассказывает учитель.
Здорово, когда ученики оправдывают надежды учителя! В свою очередь, Николай Николаевич с большой благодарностью вспоминает своих наставников в ту бытность Красненской-2 средней школы Алексеевского района, ставших для него путеводными звёздами, по которым он ориентируется и сегодня. Это первая учительница Тина (Харитина) Егоровна Лимарь; тётя, учительница начальных классов, Матрёна Тарасовна Шевченко, приносившая из библиотеки книги, которые мальчик буквально «проглатывал»; Николай Данилович Конопля, отличавшийся непревзойдённым чувством юмора; Михаил Васильевич Тимошенко, в ту пору бывший директором школы, — он проводил профориентационную работу, и у него получилось; классный руководитель Клавдия Николаевна Тимошенко, сыгравшая неоценимую роль в воспитательном процессе; учитель истории Владимир Васильевич Малина, уроки которого хорошо отложились в памяти, вплоть до мелких деталей. Он стал для Николая Шевченко и его школьных друзей ярким примером патриота большой Родины и родного края, и многие другие. Это были учителя старой формации, которые отдавали своим воспитанникам душу и сердце, а их уроки жизни остаются актуальными до сего дня.
А ещё Николаю Николаевичу повезло в том плане, что после окончания Белгородского государственного пединститута им. М. С. Ольминского он по распределению попал в Афанасьевскую школу, где существуют хорошие традиции, работает прекрасный, слаженный коллектив и руководителем вот уже много лет является талантливый педагог Николай Сапелкин, сумевший вывести школу в число лучших не только в округе, но и в регионе.
Можно сказать, что и школе повезло: в ней работает учитель и наставник с богатой душой и огромным потенциалом… Который отдаёт много сил работе и, к тому же, очень любит свою семью, гордится дочерью Ларисой и обожает четырёхлетнего внука Андрюшу. В этом — весь смысл его жизни.
Кстати, в прошлом году Николай Николаевич Шевченко был включён в региональный банк педагогических работников области, работающих с учениками, проявившими выдающиеся способности. А немногим раньше, в 2015 году, за заслуги в области образования Николая Николаевича наградили Грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.