Local Logo
Новости Алексеевского и Красненского муниципальных округов Белгородской области
76.97
-0.98$
89.90
-0.69
+1 °С, туман
Белгород

«Нам ли, Яша, жить в печали?» Алексеевец Валентин Первых прожил непростую жизнь, но рук не опускает

31 июля , 15:16Общество
Фото: Татьяна Девицына

Воспоминания человека, которому из-за войны пришлось рано повзрослеть.

Часто в центре города встречаю худенького пожилого мужчину с палочкой. Обычно он спешит в магазин, чтобы купить минимум необходимых продуктов. Мне показалось, что у него грустный, неимоверно усталый взгляд. Очень хотелось подойти, поинтересоваться, ничего ли не случилось….

Новый знакомый

Однажды не выдержала и познакомилась с Валентином Тимофеевичем. Пригласила его в редакцию, чтобы обстоятельно поговорить.

Валентин Первых родился в Глуховке в 1940 году. Окончил семь классов и поступил в училище механизации (раньше учебный корпус находился на месте гостиницы «Тихая Сосна», напротив — столовая, а где сейчас расположена школа искусств, стояли тракторы и комбайны, на которых проходили практику).

Отучился и по комсомольской путёвке уехал на целину в Акмолинскую область (летом 1958 года). Вернувшись, с весны до поздней осени проходил практику в колхозе Ольминского. Зимой отучился в автошколе, отработал сезон и ушёл служить в армию.

— Служить довелось на Камчатке на сторожевом катере мотористом, — вспоминает мой новый знакомый. — Но я ни разу не пожалел, мне нравилось…

 

Непростое детство

Но всё это было уже потом, во взрослой жизни. А с самого начала жизнь Валентина не баловала.

— Когда закончилась война, мне было пять лет, — рассказывает собеседник. — Наверное, я был слишком мал, поэтому события данного периода не особо ярко запечатлелись у меня в памяти. Нет, что такое война, я понимал, но как провожали папу, не помню. Тимофей Яковлевич погиб в 1944 году под Прохоровкой. Время после войны помню хорошо, я тогда быстро повзрослел... Заболела мама, зовёт меня и говорит: «Сынок, приготовь пойло животным и себе кашку свари». Дала мне чугунок на три литра и стаканчик пшена, сказала насыпать, потом добавить воды и отвара сахарной свёклы. А мне показалось мало, проголодался. Сыпнул ещё два стакана, не мешал, каша и подгорела. Да так, что есть было невозможно, собака и та не стала пробовать. Так я и научился потихоньку готовить (смеётся). А ещё в памяти навсегда засел случай, — продолжает Валентин Тимофеевич. — У нас корова начала телиться, мама сказала позвать соседей, сама-то не вставала. Побежал — никого нет, а телёночек уже лезет. Что же мне, пятилетнему, делать? Я упёрся ножками в корову и потянул показавшуюся голову телёнка. Когда он родился, постелил дерюжку и занёс в дом. Мама, Христина Ефимовна, заплакала то ли от умиления, то ли от того, что было жалко меня.

После войны было очень тяжело, налогообложение непосильное. В городе хотя бы платили реальными деньгами, а в селе — трудоднями. Люди жили за счёт огорода и хозяйства. Вот и приходилось маленькому Валентину вкалывать с утра до вечера. И в более старшем, отроческом, юношеском, возрасте было не до выпивки, курева, посиделок, как некоторым односельчанам, за кого делали всё родители.

 

Взрослый путь

— Вернусь к жизни после армии, — отвлекает меня от раздумий собеседник. — Когда демобилизовался и приехал домой, работы не было. Я пришёл в милицию в морской форме, подтянутый. Меня и отправили в Белгород на переподготовку. Дали звание младшего лейтенанта.

Шесть лет проработал Валентин Тимофеевич. Но денег на проживание всегда хватало впритык. Вот он и поразмыслил: у него в милиции зарплата 70 рублей, а у рабочего завода — 120. С этих размышлений и начался заводской трудовой путь: начальник охраны на «Эфирном», кладовщик на кирпичном, из отдела главной механики на МКЗ, в 1995 году ушёл на пенсию. И везде Валентина Тимофеевича помнят как добросовестного работника.

Что касается семьи, с супругой Надеждой Павловной прожили вместе немало лет, вырастили двух дочерей, которые с детьми живут в Подмосковье. Сейчас у дедушки четверо внуков и правнук, а супруга, к сожалению, скончалась более 30 лет назад от онкологии…

— Спросите, как мне живётся? — интересуется Валентин Тимофеевич. — Тяжело. Потому что один, потому что дома никто не ждёт. Дом уже старенький, холодный, окна негодные, крыша подтекает, а сил ремонтировать нет. Одна радость — кот Яшка. Всё понимает, слушает. Лягу на диван, а он — мне на ноги. Как знает, что они болят. Живём с ним душа в душу.

Герой моей статьи не падает духом и не опускает руки. Сажает овощи в огороде, помидоры. В прошлом году накопал 56 вёдер картофеля и закрыл пять вёдер томатов. В этом рассчитывает не снижать планку.

— Тяжело, но потом буду по ведёрочку доставать зимой из погреба, — улыбается мужчина. — И борщ, и суп сварю. Из тыквы — кашу, оладий нажарю, так и скоротаем холода с Яшкой. А там дети приедут проведать…

Вот с таким неунывающим удивительным человеком, который каждое утро спешит с сумочкой в магазин, я познакомилась. А теперь и вы немного о нём знаете.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите на
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоВчера, 10:54
Вячеслав Гладков: белгородские школьники получили 600 путёвок на родину Деда Мороза
Материал
ОбществоВчера, 09:25
Белгородцы смогут принять участие в зимнем сезоне Всероссийской акции «БумБатл»
Материал
Общество3 декабря , 10:22
Вячеслав Гладков рассказал о выделении 130 млн рублей на выплаты многодетным семьям