В школу собиралась вся страна: дети, родители, учителя и все, кто связан и не связан с процессом обучения. Думается, что алексеевцам будет интересно узнать, как складывались дела в системе образования 60 лет назад. Какие задачи стояли перед школой в далёких 1959–1960 годах.
В нашем архиве среди документов и газет я нашла такие сведения: «Правительство Советского Союза приняло постановление „О расширении самообслуживания в общеобразовательных школах“… Учащиеся самостоятельно должны убирать классные комнаты, учебные кабинеты, мастерские, радиофицировать и электрифицировать школы, ремонтировать мебель, участвовать в строительстве мастерских, спортивных залов, стадионов, оборудовать спортивные и географические площадки, изготавливать и ремонтировать учебно-наглядные пособия, благоустраивать школьные территории. Своими силами учащиеся должны озеленять школьные дворы, участки, колхозные усадьбы, улицы, обочины дорог…». Так писала областная газета «Белгородская правда» от 11 августа 1959 года. «Сейчас узловой вопрос в работе школы — трудовое воспитание», — вторила ей 20 августа 1959 года молодёжная «Ленинская смена».
Приведу другие характерные выдержки из газет той поры. «В Алексеевской средней школе №2 с помощью учащихся оборудован физический кабинет, построены мастерские и стадион. В Алексеевской средней школе №1 под руководством учителя учащиеся оборудовали прекрасный кабинет по автоделу, изготовили много действующих приборов». («Белгородская правда» от 11 августа 1959 г.). «Учащиеся первой школы собрали и сдали государству 60 тонн металлолома. Ребята 3 „А“ класса — 2384 кг, пионеры 6 „Г“ — 6188 кг. Рабочие харьковского тракторного завода, куда был направлен металл, обещали сделать из него трактора и подписать, что они собраны из металлолома, собранного учениками Алексеевской школы №1… Учащиеся Афанасьевской семилетней школы убрали 5 га сахарной свёклы… Юные натуралисты Гарбузовской школы высадили вдоль шоссе сад на 0,4 га. Высажено 87 саженцев яблонь». (алексеевская «Путь к коммунизму» 14 мая 1960 г.). Таких публикаций о трудовых делах школьников района очень много.
Стоит заметить, что в настоящее время и полы‑то детям в школе мыть нельзя! Канули в далёкое прошлое сбор макулатуры и металлолома, стройотряды и сельхозотряды. А как весело и интересно было на прополке сахарной свёклы, с каким воодушевлением мы, учащиеся школы №2, участвовали в 1988 году в сооружении пристройки к школе! А полученные деньги можно было потратить на своё усмотрение.
«Коллективы промышленных предприятий, колхозы и РТС Алексеевского района считают своим долгом помогать органам народного образования в строительстве новых школ, в укреплении их учебно-материальной базы. Особенно большой размах приобрело строительство в нынешнем году. К 1 сентября школы района получают 20 новых учебных корпусов и мастерских. В отлично оборудованных зданиях будут заниматься учащиеся городской средней №1, Меняйловской и Тютюнниковской семилетних школ… В подавляющем большинстве школы района пополнились оборудованием для учебных мастерских. Ценную инициативу в этом деле проявили учащиеся и учителя городской средней школы №2». (Газета «Белгородская правда» от 29 августа 1959 г.). Учащиеся после занятий усиленно трудились в школьных дворах, мастерских, теплицах, на фермах.
Газета «Белгородская правда» от 11 августа 1959 года писала: «Новое входит в школу. Закон о народном образовании принёс в школу много перемен. Из десятилетки она превратилась в одиннадцатилетку. Девятиклассники получают специальность, разряд. Два дня в неделю они будут проводить на производстве. Ребята получат рабочие специальности и сразу после школы смогут работать на производстве».
Но не только дети садились за парты 1 сентября. Закончив трудовую смену, раскрывали учебники и тетради рабочие алексеевских предприятий и колхозники, желающие учиться без отрыва от производства. Вспоминаются фильмы «Весна на Заречной улице», «Большая перемена», где молодые рабочие также стремились получить образование. В этих лентах отрази-лось столько романтики, юмора и молодого задора!
Большое внимание уделялось различным видам обучения без отрыва от производства. «В Алексеевке уже 11 лет существует школа рабочей молодёжи. Здесь обучается более 200 учащихся», — писала газета «Путь к коммунизму» 26 апреля 1960 года. Получив среднее образование в вечерней школе, многие поступали в высшие учебные заведения. Учёба помогала молодым рабочим лучше разбираться в чертежах, технологических схемах. Учащиеся успешно выполняли сменные задания, а многие являлись передовиками производства.