В молодости порой решения принимаются не после взвешенных размышлений, а по солидарности с ровесниками. Одноклассницы Ильинской средней школы в 1951 году решили стать учителями и поступили в педагогические вузы. Мария Литвинова вместе с подругами окончила Россошанский учительский институт, а Лидия Коротаева, Прасковья Литвинова и Вера Саломахина — Воронежский пединститут. Получили дипломы, пришли в школы и выяснилось, что выбрали призвание. Учить детей разумному, доброму, вечному стало смыслом их жизни.
Мария Григорьевна первые педагогические шаги делала в школах сёл Станичного, Афанасьевки, Теплинки, на Красном хуторке. Но с 1 сентября 1955 года Ильинская средняя школа оказалась для неё самой близкой и главной: учителем русского языка и литературы она работала в её классах до выхода на заслуженный отдых в 1985 году.
В эти дни, когда отметила 90-летний юбилей, Мария Григорьевна вспоминает многое и примечательное. Она родилась в семье с необычными корнями. Её отец Григорий (Ристо) Слепчевич был сербом. В Первую мировую войну его призвали на службу в австро-венгерскую армию, на фронте в боях почти не участвовал, поскольку попал в русский плен. Его отправили как работника в усадьбу Таценко. После революции он перебрался в Ильинку, где укоренился на всю оставшуюся жизнь. Обзавёлся семьёй, выбрав в жёны ильинскую девушку Александру Леонтьевну. У них родилось трое детей, младшую Марию отец называл по‑сербски Майка.
С душевной отрадой вспоминается Марии Григорьевне и своя семья, созданная вместе с Николаем Литвиновым, инженером-механиком, который долгое время руководил промкомбинатом. Они прожили в согласии и взаимоуважении, воспитали дочь Людмилу и сына Александра, дети получили высшее образование. Дочь пошла по педагогическим стопам матери, сын стал юристом, работал в Алексеевском отделе внутренних дел.
Разумеется, приходят на память многие эпизоды из школьной жизни, насыщенной общениями с детьми, уроками для них и для себя. Мария Григорьевна вела кружок юных натуралистов, прививала детям навыки ухода за огородными растениями, вообще учила ценить красоту родной природы, беречь её богатства. Выращенную на делянках продукцию за плату отправляли в заготовительную организацию, на вырученные средства совершали экскурсии в Москву и другие крупные города.
Как‑то Мария Григорьевна обмолвилась, что в учительские годы не поставила школьникам ни одной двойки. Удивительно, но это так. Она считала для себя принципиально важным добиваться знаний, поэтому плохо успевающий ученик находился под её неусыпным контролем. Опека действовала до тех пор, пока плохо владеющий грамотой или не знающий литературных произведений не исправлялся.
Об этом хорошо помнят её питомцы, ныне врач Нина Вильховская, полковник запаса Николай Михайловский, местный священник Андрей Лавриненко и многие другие. Так складывается в селе, что она учила языку и словесности членов семьи — дочь Людмилу, невестку Светлану.
С удовольствием встречалась Мария Григорьевна с подругами своей молодости и коллегами Лидией Коротаевой, Прасковьей Литвиновой, Верой Саломахиной. Им было о чём поговорить. Они вспоминали послевоенное былое и размышляли о педагогике, о сегодняшнем уровне образования. Такое общение приносило душевную отраду и чувство выполненного долга. Эти картины, как на экране, проходят перед мысленным взором учительницы и приходит осознание: в 90 лет она может с гордостью повторить, что была верна завету сеять разумное, доброе, вечное.