Вечером в очередной раз просматривал старые фотографии, хранящиеся в семейном архиве. Чем старше становлюсь, тем чаще, хотя бы мысленно, хочется пообщаться со своими родными и близкими, с земляками, многих из которых уже нет в живых. Телевизионные новости надоели, лица артистов примелькались. А тут – всё дорогое, настоящее, хотя и осталось в прошлом…
Неожиданно внимание привлекла старая почтовая карточка. И я отчётливо вспомнил свою бабушку Ефимию Бондаренко, которая была для меня и няней, и воспитательницей, пока мать находилась на работе в колхозе.
Не раз наблюдал, как бабушка брала в морщинистые руки эту открытку, перечитывала, гладила её и почему‑то плакала. Я был маленьким, не понимал, зачем она это делает, переживал и всячески пытался её успокоить. А однажды на вопрос, почему она подолгу плачет, Ефимия Фёдоровна посмотрела на меня и сказала:
«Это всё, Витя, что осталось от моего сына Сергея, его последняя весточка…».
Наверное, она решила, что я уже достаточно подрос для того, чтобы поделиться своей болью. А позже от неё я узнал и об истории семьи Бондаренко. В ней было девять детей, двое умерли в малолетстве. Родителей раскулачили. Никаких батраков не было – всё приходилось делать самим. Нажитое своим «горбом» забрали: две пары лошадей, пару быков, инвентарь, сарай и около ста десятин земли Слава Богу, в Сибирь не отправили. Отобрали и половину дома, крытого железом. Так и жили: в одной половине – семья, в другой располагалось правление колхоза. Позже там размещался сельский Совет, жили квартиранты. С этим пришлось мириться.
Сергей Бондаренко и Иван Сорока, ныне известный как Герой Советского Союза, были соседями и крепко дружили между собой. Оба – 1916 года рождения, хорошо учились. После окончания семилетки в Красном их пути-дорожки разошлись: мой дядя поехал учиться в Острогожский ветеринарный техникум, а Иван Николаевич – в Россошанский мясомолочный техникум.
После окончания учёбы Сергей подался в Донбасс к сестре Насте, там и устроился на работу, а Сорока поступил в Московское артиллерийское училище. Когда началась война, оба ушли на фронт. Карточка, о которой идёт речь, отправлена Сергеем из Киева и датирована 3 июля 1941 года. В Красное её доставили 25 июля.
«Здравствуйте, сродственники. Первым долгом спешу сообщить, что сейчас нахожусь в пути следования, на станции Киев. Как прибуду до места назначения, пришлю вам письмо, а может быть, строчку, где нахожусь. Вещи я все передал Насте, так что я всё определил…», — писал Сергей Власович.
Ветхое послание, которому без малого 79 лет, уже плохо читается. Чувствуется, что человек, писавший текст, спешил. Несмотря на это, у него красивый, ровный почерк, всё изложено лаконично и ясно. Больше известий от него не поступало.
Позже из рассказов однополчан Сергея Бондаренко нам стали известны некоторые подробности его военной биографии. Оказалось, солдат был ранен и попал в плен к немцам. Пробыл там полгода, а потом его вместе с другими, жившими в Донбассе, отправили на восстановление угольных шахт и заводов в Лисичанске. Каким‑то образом он сумел оповестить сестру о том, что находится неподалёку. Та прознала, что лагерь охраняли венгры (мадьяры) и бывали случаи, что беспомощных и раненых солдат-пленных отдавали родным за продукты. Сестра пошла к лагерному начальству с просьбой, чтобы отпустили её раненого брата, но комендант оказался непреклонен. Узнав, что у женщины есть дети, он предложил забрать детей (на работы в Германию), а брата отпустить. Она не согласилась.
Так и остался Сергей в лагере. А когда начались бои под Сталинградом, немцы, отступая под натиском Красной Армии, сбросили в шурф шахты тех, кто был слаб или ранен. Среди них был и мой дядя – Сергей Власович.
После освобождения города тела погибших были подняты и похоронены в братской могиле г. Лисичанска Луганской области. Бабушка Ефимия до последнего хранила эту карточку и не могла поверить в то, что её сын погиб. До конца дней своих она ждала Сергея и надеялась на то, что он вернётся домой. Перед смертью отдала своё «сокровище» дочери, моей матери, наказав бережно хранить фронтовое послание, а та, в свою очередь, передала её мне.
В центре села Красное возле школы, на видном месте стоит стела погибшим воинам. На плитах увековечены имена 276 земляков, отдавших свою жизнь за Родину, среди которых, второй в списке, — Сергей Бондаренко.
Рядом находится бюст Героя Советского Союза Ивана Сороки. Друзья и здесь оказались вместе. Только судьбы у них оказались совсем разными…