Влада Лимаря впервые увидела в ленте в соцсетях: худенький мальчишка ловко управлялся со станком, и из-под его рук, одна за другой, выходили гнутые металлические детали. А ещё раньше наблюдала за тем, как он занимается электросваркой.
Видео снято в домашних условиях, и потому ещё больше впечатлило. Захотелось встретиться с подростком — к мастеровым людям у меня особое отношение.
Впрочем, чему тут удивляться: Влад — сын того самого Олега Лимаря, который славится в Алексеевке (и не только!) своими работами. И роскошная металлическая карета в городском парке культуры и отдыха, и скамейка влюблённых, и другие его изделия отличаются какой-то благородной вычурностью и оригинальностью. Как не научиться у своего отца делу, которое по душе любому любознательному мальчишке?
Влад, сколько тебе лет?
— Четырнадцать.
В какой школе учишься?
— В четвёртой. Перешёл в девятый класс.
Ты такой молодец! Умеешь выполнять работу, которая не каждому взрослому по плечу. В школе знают о твоём увлечении?
— Друзья только, несколько человек…
Учишься как?
— Так себе… По-разному…
Давно работаешь с металлом?
— Года три. Просто папа позвал меня ему помочь. Рассказал, что надо делать, показал, как делать выпрессовку деталей, чистить ржавчину, резать металл… С того и началось.
Интересно было?
— Очень! Мне понравилось, что он доверяет мне такую ответственную работу. И ещё то, что прямому куску металла я могу с помощью пресса придать определённую форму и затем использовать её в конструкции. Это называется гибка металла на холодную или холодная ковка.
И что ты умеешь делать сейчас? У тебя, ведь, уже такой солидный опыт…
— Рамы для столов, скамейки («сидушки», боковины, спинки), к столам приварить боковины... Электросварку освоил недавно. Обвариваю изделие, собираю конструкции (ставлю их на «точки»). Да много всего!
Сначала получалось не очень. Первый раз, когда приварил боковушки для скамеек, у меня вышло плохо. Папе пришлось исправлять. Сейчас справляюсь более или менее.
Папа — строгий учитель? Часто ругает?
— Бывает… Прикрикивает, но по делу. Раньше я работал под его контролем, теперь самостоятельно. Он мне доверяет. Но периодически контролирует.
Много приходится работать?
— По-всякому. Всё зависит от количества заказов. Иногда тружусь целый день, иногда отдыхаю. Это летом. Во время занятий по-другому.
Во дворе стоят столы с сохнущим лаком, красивые, с ажурными боковинами. Среди них есть твои?
— Конечно!
Папа поощряет тебя за помощь?
— Иногда даёт деньги, говорит, заработал… Мне приятно.Однажды заработал сорок тысяч.
О! Ты, наверное, хорошо поработал, раз папа так оценил твой труд…
— Я старался, делал всё, что мне поручали.
И на что потратил?
— Купил себе новый смартфон, кроссовки, футболку, шорты и кое-что другое.
Правда ли, что и с деревом учишься работать?
— Да. Уже сделал четыре ручки для ножей. Тоже интересно.
У тебя есть другие интересы? Чем увлекаешься?
— Особых увлечений нет. Гоняем с ребятами на велосипедах, копаюсь в телефоне… Хотя мне нравится работать в мастерской — это, пожалуй, главное увлечение.
Как мама относится к тому, что её сын «пашет», когда другие дети отдыхают? С папой на этот счёт у них нет разногласий?
— Нет. Мама одобряет.
То, что ты не в лагере, не на море, не в горах, не в гостях, хотя на улице лето, тебя не напрягает?
— Самый лучший отдых — дома!
Куда будешь поступать учиться после окончания школы, уже определился?
— Нет пока. Просто буду совершенствоваться, получать новые навыки. Тем более, что папа рядом, и, надеюсь, ещё многому меня научит…