Пристрастия у людей бывают самые разные. И каждый человек, который имеет определённое увлечение, наверняка постарается найти убедительные аргументы, чтобы рассказать вам, почему у него тяга именно к тому или иному объекту.
У Ивана Стопичева образовался, считай, целый табун. До недавней поры было два жеребца и две кобылы. В этом году появилось ещё два жеребёнка. Итого шесть голов. Во всём Алексеевском округе нет ничего подобного!
Ивану через пару месяцев стукнет 60. А он, как молодой, бегает за ними, возится, и глаза при виде питомцев начинают гореть.
Показать лошадей согласился сразу. Повёл нас по тропинке, минуя деревья и кустарники, на луг. Хорошо, дождя в тот день не было, не то утонули бы в росе.
Средь зелёного, сочного массива увидели пасущихся разномастных упитанных красавцев. Заметив хозяина, те повернули головы, послышалось негромкое ржание. Иван Васильевич одного похлопал по холке, другого погладил. Взял лошадь, которая поближе, за уздцы и повёл, демонстрируя красу и мощь животного. Табун двинулся за ними, и лишь отбившийся жеребёнок решительно направился в мою сторону — его заинтересовала сумка, висевшая на плече.
В конце нас ожидал сюрприз: хозяин легко запрыгнул на лошадь и тут же бесстрашно встал в полный рост с разведёнными в стороны руками. Чем не цирковой трюк?
На водопой водит к роднику. В жару, пояснил хозяин, взрослая лошадь может выпивать до десяти вёдер воды. Поэтому вовремя напоить животное — это святое. За день наведывается к табуну раза три.
Иван Васильевич — «местный пришлый». Вырос в хуторе Куприяново, поступил в Донецкое автомобильное училище, чтобы выучиться на автослесаря. До армии поработал по специальности, потом устроился в шахту имени Засядько. Одиннадцать лет трудился под землёй, затем вернулся на родину. Заведовал животноводческой фермой в хозяйстве «Труд» и в 50 лет ушёл на пенсию.
Лошади у них были всегда. Иван Васильевич вспоминает, что тяга к ним проснулась у него ещё в пятилетнем возрасте. Отец, Василий Макарович, был конюхом, и мальчик часто бегал на колхозную конюшню, с интересом наблюдая за животными. Подростком ходил в ночное, потому романтика тех дней живёт в нём до сих пор.
Дома постоянно были одна-две лошади, и когда прибыл из Украины домой, картина осталась прежней. Постепенно взял на себя хлопоты по уходу за животными, благо, это приносило ему большое удовольствие.
Сейчас разросшееся хозяйство требует уйму времени и сил. Одного сена надо накосить примерно десять тонн! Заботливый хозяин построил два сенохранилища. Косить приходится вручную либо триммером. Иногда удаётся с помощью трактора. А ещё в рацион лошадей обязательно должен входить овёс — тонну-полторы ценного зерна Иван Стопичев покупает впрок. Кое-что достаётся с огорода.
Инвентарь тоже имеется. Прямо у двора стоят грабли на колёсах, в которые впрягают лошадей, чуть подальше — арба, в сарае — сегментная косилка, которая, досадно, недавно вышла из строя. И ещё борона, плуг и прочее.
— Лошади, при надобности, привлекаются к работе, — вводит в курс дела Иван Васильевич. — Вспахать огород, заборонить, привезти необходимое — здесь они незаменимы. Иногда с этой просьбой обращаются соседи, я не отказываю.
И тут же начинает рассказывать, что работе в упряжке животных надо учить: под наездником — в годовалом возрасте, а в телеге — взрослую лошадь, которой года четыре. Информацию он обычно черпает из книг — дома у него имеется целая библиотека. И хотя опыт большой, бывает, возникают вопросы. Животных регулярно осматривает ветеринар.
Раньше тягловая лошадь была практически в каждом дворе. Она считалась незаменимой помощницей. В колхозных конюшнях содержали целые табуны, которые были крайне востребованы в хозяйствах. После того, как стала появляться техника, потребность в животных в сельском хозяйстве заметно снизилась. Зато у предпринимателей, занимающихся скупкой скота, интерес к лошадям по-прежнему высок.
— Для чего вам всё-таки столько лошадей? — допытываюсь у Ивана Васильевича. — Ведь содержание даже одной требует немалых усилий и средств…
— Для души! — не задумываясь, отвечает собеседник. — Это моё хобби. Умнее и преданнее животных я не встречал...
У Стопичева есть собственная иномарка, которая его здорово выручает, но даже она порой не может заменить лошадь.
Живёт Иван Васильевич вместе со старенькой матерью, которой 87 лет. Всё у них в порядке: территория вокруг дома (а она довольно внушительная) ухожена, трава выкошена, во дворе и огороде чистота. Кроме лошадей, держат овец.
«Иван Васильевич — работящий человек, труженик. Уважаю его за то, что умело ведёт хозяйство, заботится о матери, а до недавней поры — и об отце, всегда выглядит опрятно, участвует в жизни сельской территории на всё имеет своё мнение. Несмотря на жизненные сложности, не сломился. Достойный человек! Настоящий мужчина!», — похвалила его глава Хлевищенской сельской территории Ирина Костюкова.
В одной арабской притче говорится: «И создал Бог лошадь из ветра и солнечного света. Благодаря ветру, переполнявшему её, она могла летать без крыльев, а солнце подарило ей энергию». Иван Стопичев, общаясь со своими питомцами, сам заряжается энергией. И это помогает ему жить.
Кстати, по информации межрайонной станции по борьбе с болезнями животных, в Алексеевском городском округе на данный момент насчитывается 101 лошадь, в том числе 54 — в личных подсобных хозяйствах. Из хозяйств наибольшее количество голов в хозяйствах «Советское» — 16, «Луценково» — восемь, СПК «Алейниково» — девять, СПК «Калитва» — шесть. В крестьянско-фермерских хозяйствах — восемь голов.