Когда мы рассматриваем женскую судьбу, нам трудно оценивать её беспристрастно. Мы говорим: счастливая, несчастная, одинокая, брошенная, инфантильная, чопорная, самодостаточная, независимая, властная, меркантильная, суетливая и тому подобное.
Женщины могут много рассказывать о своём внутреннем состоянии и чувствах. Но мы не можем на сто процентов утверждать, что это действительно так. Жалея одну из них, мы порой глубоко заблуждаемся. Восторгаясь внешним благополучием другой, даже не подозреваем, насколько она несчастна, поглощена внутренней пустотой…
Татьяна Ивановна Кучмистая была всегда такой: чуткой и отзывчивой. Всё шло из семьи, которая проживала в Воронежской области, Бобровском районе, селе Песковатка. Именно там 1 сентября 1932 года родилась девочка Таня. Семья была многодетной — четыре девочки и мальчик. Здесь все были приучены к труду, воспитывались в любви и уважении. Нелёгкое время пережила семья в годы Великой Отечественной войны, когда на фронт ушли отец и брат Татьяны Ивановны (после войны они вернулись домой живыми). А она, девочка девяти лет, вместе с сёстрами, мамой и другими односельчанами работали, не жалея себя. Именно дети и подростки, которым в эти страшные годы не исполнилось 18 лет, взяли на себя тяготы тяжёлой тыловой работы на производстве, в сельском хозяйстве. Для советских людей, которые стремились приблизить разгром врага, труд в пользу фронта стал важнейшим общественным делом. Они добровольно работали сверх нормы.
«Работали на износ. Однажды, когда в очередной раз в дом зашёл мужчина, собиравший детей на работу, мама стала упрашивать, чтобы дал мне немного поспать, так как ужасно болели руки и спина. Но суровый мужчина даже слушать не стал — порядок есть порядок», — вспоминает Татьяна Ивановна.
Затем в жизни девочки были голодные послевоенные годы, когда Таня по дороге в школу по нескольку раз теряла сознание. Но тяга к знаниям была сильнее всех невзгод.
После школы девушка поступила в Бобровское культпросвет-училище и успешно его окончила. Работала в Суздале, а затем в Алексеевке, в районном доме культуры художественным руководителем. Вышла замуж, вскоре у них с Тихоном Ивановичем родилась дочь Наталья. Трудно было совмещать семью и вечернюю работу худрука, поэтому по приглашению Серафимы Колосовой (в то время заведующая отделом культуры) перешла работать в центральную районную библиотеку.
Ещё через время в семье Кучмистых родился сын Сергей. Радость вскоре омрачилась известием о неизлечимой болезни мужа. Когда Тихону Ивановичу едва исполнилось 40 лет, а Татьяне Ивановне 38, она стала вдовой с двумя детьми на руках.
Поначалу было чувство, как будто женщина находится в маленьком ящике без дверцы и не знает, как оттуда выбраться. Бывали моменты, когда казалось, что нет сил дышать. Небо, деревья — всё потеряло смысл. Как если бы вас подбросили вверх — вы упали на землю и, оглушённые, не могли ничего понять.
Как и в случае других тяжёлых потерь, невозможно сказать, как и когда удастся оправиться от чувства утраты близкого человека. Татьяна Ивановна всегда считала себя сильной, самостоятельной, из тех, кто способен выстоять. Сильна была и поддержка близких, помогавших с детьми, в быту. Поэтому женщина решила посвятить себя детям, их воспитанию. Она больше так и не вышла замуж, сохранив светлую память о супруге и воспитав детей достойными людьми.
1 сентября женщина отпраздновала значимый юбилей — 90-летие. В этот день её телефон «разрывался» от звонков: коллеги, родственники, дети, внуки, просто хорошие знакомые спешили выразить своё признание и уважение.
В самые тяжёлые моменты, когда вам невыносимо больно, трудно поверить, что жизнь ещё изменится к лучшему. Но никто не пройдет через всё это за вас. Вам предстоит сделать это самим. Татьяна Кучмистая — человек непростой судьбы, но она смогла достойно прожить все эти годы и продолжает идти по жизни с высоко поднятой головой.