Аккордеон стоял в укромном месте. Маленькой Люде так хотелось к нему притронуться, а ещё больше растянуть и поиграть. Отец Пётр Иванович строго-настрого запрещал прикасаться к инструменту. Выглядел этот инструмент привлекательно — итальянский, называли, трофейный. Отец не доверял детворе — пошалят и расстроят аккордеон, на котором он с удовольствием играл. Часто за двором на скамеечке растягивал меха, доставляя удовольствие себе и соседям. Играл популярные мелодии.
Вероятно, с этого всё и началось. Очень уж сильным было желание девочки Люды научиться владеть клавишами и извлекать душевные мелодии. Но ходить в музыкальную школу с улицы Ющенко, где проживала семья, далековато. Только в седьмом классе родители разрешили Люде совершать долгий маршрут к музыке. За первый год она прошла курс двух классов и догнала ровесников.
— На аккордеоне все звёзды сошлись, — вспоминает Людмила Булах, замдиректора школы искусств Алексеевского горокруга. — Я благодарна наставникам Елене Лобода, Юрию Левченко, которые учили и хотели учить.
Возвращаясь в то время, она вновь ощущала приятную тяжесть аккордеона, представляла себя на сцене и в роли наставницы, передающей умение покорять инструмент.
Дальше пошло, как по накатанному пути. Окончила школу искусств, в 1983 году поступила в Белгородское музыкальное училище. Учились вместе с Еленой Дегальцевой, ныне директором школы. Получили дипломы о среднем музыкальном образовании через три года. Далее — прямой путь в наставники юных аккордеонистов.
Начинать пришлось в Щербаково. В селе наставник музыки крайне востребован. Людмила Петровна учила детей игре и на аккордеоне, и на баяне, и даже на фортепьяно. На то и музыкальное училище окончила.
— Но профессионально — только на аккордеоне, — подчеркнула Людмила Булах.
В Щербакове произошли перемены в личной жизни. Будущий муж увидел её выступление на сцене и проникся симпатией к исполнительнице. Через несколько месяцев в 1987 году они поженились. К тому времени Людмила Петровна знала, что Александр Михайлович как водитель был призван на ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Там получил дозу радиационного облучения, и в настоящее время — инвалид. Состоит в местной общественной организации «Союз-Чернобыль».
Он же внимательно следит за исполнительским почерком жены и является её первым взыскательным экзаменатором.
— Классным может быть только водитель, — полушутя повторяет он. — Музыкант не имеет классной оценки.
В 1988 году Людмила Петровна вновь переступила порог школы искусств, на этот раз в роли музыканта. Была концертмейстером, аккомпанировала на занятиях по хореографии. Пришло время заняться тем, к чему душа лежала. Набрала класс юных алексеевцев, желающих стать аккордеонистами.
Бывало, занималась с 12 мальчиками и девочками. У каждого свой характер, каждый по-своему осваивает инструмент. Потому подход — индивидуальный.
— Это самое позитивное в моей работе, — отмечает Людмила Петровна. — Все мои ученики - классные. Интересно и приятно видеть, как недавний неумеха уверенно выступает на сцене, играет сложную композицию. Он уже не ученик, а музыкант.
При этом у ребят возникают свои ориентиры. Интересуются, что исполняет наиболее способный ученик. Если играет, скажем, рок-токкату Евгения Дербенко, то им тоже надо осваивать эту композицию — расти, подниматься до его уровня.
— Алгебру можно списать, а гамму за тебя никто не проиграет, — эту истину Людмила Петровна внушила ученикам.
В школе практикуются рейтинговые концерты, на которых оценки выставляют родители юных музыкантов. Это одно из ответственных испытаний для наставника и её воспитанников. Ведь не просто концерт, а своего рода публичный экзамен, сродни выступлению перед широкой аудиторией.
А чтобы придать живость занятиям, Людмила Петровна подготовила своё учебно-методическое пособие и назвала «Виват, аккордеон!».
— Учебник написан сухо, а детей надо увлекать, — уверена Булах. — Вот и включила туда элементы сказки. На одной из страниц стихотворение начинается так:
Музыка — волшебная работа:
Чтобы сердце людям волновать,
Мало пьесу выучить по нотам,
Надо научиться колдовать.
Кстати, это пособие заняло первое место на международном конкурсе теоретических работ преподавателей музыки учебных заведений России в 2020 году.
Утверждая, что её ученики — классные, Людмила Петровна как бы полемизирует с мужем, который уверен — первый, второй и третий класс присваивается только водителям. Бесспорно — классные, убеждена она, если заявили о своей высокой подготовке на представительных выступлениях. Так, Сергей Белозерских победил в конкурсе молодых музыкантов в Сербии в 2019 году. В следующем году отличился Трофим Большак, заняв первое место на международном конкурсе баянистов и аккордеонистов в Австралии. А Никита Яцына на этом же конкурсе стал вторым. Евгений Ткач получил серебряную медаль на подобном выступлении в Италии в том же году. Арина Сулим, которая в первые месяцы занятий в сердцах промолвила требовательной наставнице «Ты злая!», недавно заняла второе место в области на конкурсе учеников музыкальных школ.
— Я учусь у своих учеников, — заявила Людмила Петровна, следуя известному правилу: учитель воспитай ученика, чтоб было у кого учиться.
— Нам надо постоянно заниматься, — поясняет Булах. — Иначе теряется навык, техника. Музыкант — это айсберг. Его выступление — видимая часть, а невидимая — терпеливые многочасовые занятия с аккордеоном.
Убеждение в необходимости учиться, повышать потолок своих возможностей побудили Людмилу Петровну продолжить образование в Белгородском институте искусств и культуры. Вступительные экзамены сдала на отлично, училась заинтересованно и получила красный диплом.
Теперь по долгу службы помогает вести занятия коллегам. Не учит их. Нет, а по методике подсказывает, как развивать творчество учащихся. Посещает уроки, организует аттестацию, повышение квалификации преподавателей. Если перечислить всё, что лежит на плечах заместителя директора, получится объёмная и скучная справка. В ней — сведения о приёме, численности и выпуске обучающихся, участие их в творческих выступлениях и многое другое, подлежащее отчётности. Людмила Петровна назвала, что в год в школе проводят до 200 мероприятий. В числе их она выделила четыре встречи по Пушкинской карте — два концерта, мастер-класс игре на гитаре и выставку акварельных работ преподавателя Алексеевского колледжа Анастасии Гончаровой.
Административные обязанности не заслоняют главное - обучение аккордеонистов. В классе Буллах — девять ребят. Они постепенно начинают осознавать, что музыка воодушевляет, снабжает душу крыльями, способствует полёту воображения. А сердечность её — несравненна.
В классе воспитанники вдумчиво читают и усваивают афоризмы, начертанные на видном месте: нет настроения — поиграй на аккордеоне, заболел — музыка лечит. Если же не знаешь, чем заняться, играй гаммы.
Скорее всего, ученики не ведают, что имя их наставницы получило широкое признание — занесено на Доску почёта Алексеевского городского округа. Сама Людмила Петровна оценивает это как стимул к дальнейшим педагогическим и творческим поискам. Поощрение — это приятно. При этом важно не расслабиться. На сей счёт у неё есть присловье: успех не окончателен, неудачи не фатальны, значение имеет лишь мужество продолжать. Иными словами, каждодневными упражнениями сохранить навыки аккордеониста.