80 лет назад, в январские дни 1943 года, завершилась военная Острогожско-Россошанская операция, в ходе которой были освобождены Алексеевский и Красненский районы. Пожалуй, первым изданием, обстоятельно рассказавшем об этом сражении, стала вышедшая в Москве книга «Западнее Воронежа» (1956 год), автор которой — кандидат военных наук, полковник Владимир Морозов.
Вниманию читателей предлагается отрывок из книги, где идёт речь о действиях подразделений 3-й танковой армии и 305-й стрелковой дивизии. 17 января 15-й танковый корпус, продолжая наступать по дороге Ольховатка-Алексеевка, разгромил несколько отходивших колонн противника, передовыми частями подошёл к Гарбузово, а главными силами вышел в район Шелякино (ныне Советское).
Стремительно продвигаясь по дороге на Алексеевку, 15-й танковый корпус в ночь на 18 января передовыми частями достиг этого населённого пункта и завязал бой с целью овладения им. К 9:00 наши танковые части ворвались в южные и юго-западные кварталы Алексеевки, а затем блокировали войска противника, оборонявшиеся в этом населённом пункте, с юга, востока и запада. Части 15-го танкового корпуса, подтянув артиллерию и тылы, разгромили противника, оборонявшегося в Алексеевке, и организовали круговую оборону этого населённого пункта. В Алексеевке было взято в плен 3 тыс. гитлеровских солдат и офицеров.
После захвата Алексеевки — важного узла дорог, находившегося на путях отхода основных сил острогожско-россошанской группировки противника, наше танковое соединение было близко к выполнению задачи по завершению окружения вражеской группировки. У гитлеровцев оставался 8-километровый коридор между Алексеевкой и Иловским (ныне Иловка), через который они ещё могли выскользнуть из окружения. Этот коридор простреливался артиллерийским огнём наших войск с юга и с севера. Выходом танковых соединений в районы Карпенково и Алексеевки войска 3-й танковой армии завершили окружение и расчленение острогожско-россошанской группировки врага и в основном выполнили поставленную перед ними задачу.
Наступающая на Алексеевку 48-я гвардейская стрелковая дивизия под командованием генерал-майора Николая Матвеевича Маковчука, овладев Варваровкой, основными силами развернулась на её окраине фронтом на северо-восток, а одним полком заняла оборону в отдельных опорных пунктах на участке Ольховатка-Варваровка. К 23 января в районе Лымарева скопилось до 10 тыс. вражеских солдат и офицеров. Группа стремилась пробиться через боевые порядки наших войск в районах Варваровки и Шелякина и отойти на запад к реке Оскол. Дальнейшему продвижению гитлеровцев в западном и юго-западном направлениях препятствовала 48-я гвардейская стрелковая дивизия. 25 января основная часть войск противника скопилась в районе южнее Жукова, а остальные растянулись на всём пути следования и частично вышли в район северо- западнее Вейделевки. 25-26 января 48-я гвардейская стрелковая дивизия завершила ликвидацию прорвавшихся войск противника в лесу западнее Никитовки, уничтожив и взяв в плен при этом более пяти тыс. солдат и офицеров.
В это время стрелковые части северной группировки фронта вели бои в районе Иловки. Затяжной характер боёв в этом районе явился результатом недостатка в первое время наших сил в этом направлении. Имевшимися там войсками можно было только сдерживать противника. Для танковых частей условия наступления на укрывшегося в лесу противника были крайне неблагоприятными. Противник, будучи полу-окружён, стремился во что бы то ни стало вывести в промежуток между Иловкой и Алексеевкой 26-ю и 168-ю немецкие пехотные и 1-ю венгерскую танковую дивизию, а также собираемые им остатки разрозненных частей разбитых венгерских дивизий.
С утра 22 января наши войска, произведя необходимую перегруппировку и организовав взаимодействие, возобновили наступление. Окружённые войска противника, имевшие достаточно боеприпасов и продовольствия, сопротивлялись ожесточённо. Ведь в лесу северо-восточнее Алексеевки находились армейские склады 2-й венгерской армии. 24 января наши войска завершили уничтожение главных сил противника в лесу севернее Алексеевки. Всего в этом районе было взято в плен около 9 тыс. вражеских солдат и офицеров и примерно столько же уничтожено в ходе боёв.