Local Logo
Новости Алексеевского городского округа и Красненского района Белгородской области
106.19
-0.99$
112.02
-0.78
-1 °С, облачно
Белгород

Они поили паровозы. Как алексеевцы обслуживали ж/д транспорт прошлого

23 мая , 11:23ОбществоФото: Александр Панченко

Читатель «Зари» Юрий Афанасьев напомнил молодому поколению историю узкоколейки и водокачки на окраине центрального парка.

Алексеевцы хорошо знают историю родного города благодаря многочисленным брошюрам, справочникам, путеводителям. Помогает им в этом и летопись населённых пунктов. Сегодня же речь пойдёт об объектах, которые более 100 лет назад являлись стратегически важными для железной дороги и города в целом.

…В декабре 1895 года через станцию Алексеевка пошли поезда с востока на запад и в обратном направлении. В эпоху паровозов железная дорога не могла обходиться без воды. Она была необходима так же, как и топливо. Без влаги не работал паровой котёл, не крутились колёса. Поэтому одной из главных задач при строительстве железной дороги в городе на Тихой Сосне стало обеспечение станции водой.

Так на правом берегу реки появилось водоподъёмное здание, попросту говоря — водокачка. А возле самой станции — водонапорная башня.

Водокачка и башня были соединены трубопроводом. Вода от насосной станции бежала прямиком к станции Алексеевка. Кроме того, башня выполняла традиционную для подобных сооружений функцию — заправляла водой паровозы (система доставки влаги до поезда была чётко отлажена).   

Известно, что в те далёкие годы быстрое обеспечение водой паровозов на линии являлось первоочередной задачей. От этого зависела участковая скорость движения составов и пропускная способность всей железной дороги.

Однако времена паровой тяги давно прошли. В конце 1950-х годов вместо паровозов по железной дороге мимо Алексеевки пошли тепловозы, а в 1968-м составы повели электровозы.

Эпоха паровозов канула в Лету… Но заглянуть в прошлое и приоткрыть дверь истории в этом вопросе просто необходимо.

Старожилы хорошо помнят узкоколейку, которая была проложена от станции Алексеевка до водокачки. По ней ходил мотовоз с двумя-тремя тележками угля, который был необходим для её бесперебойной работы.

Эта железнодорожная ветка пересекала две улицы — Маяковского (бывшая Сталина) и Фрунзе. Вокруг неё простирались огромные просторы с огородами, небольшими домами под соломенными крышами и пыльными улицами.

На их фоне выделялся храм святителя Димитрия Ростовского, вокруг которого и на улице Широкой (ныне Комсомольская) часто проходили конные скачки. Их организатором был большой любитель лошадей Яков Мартынов, председатель колхоза имени Чапаева.     

Такой пейзаж, больше похожий на этнографический музей, можно было наблюдать на узкоколейке вплоть до конца 1950-х годов.

Сегодня облик Дмитриевки, исторического района города, изменился до неузнаваемости. Однако до сих пор можно услышать, как алексеевцы называют переулок Фрунзе (между улицами Фрунзе и Маяковского) узкоколейкой, иногда даже не понимая этого значения.

Гуляя по правому берегу Тихой Сосны между парком и привокзальной площадью, можно увидеть исторические здания, о которых шла речь выше. Радует, что они сохранились до наших дней и являются немыми свидетелями истории нашего города. 

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Юрий Афанасьев
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоСегодня, 11:05
Вячеслав Гладков сообщил о строительстве завода компании «ЭФКО»
Материал
ОбществоВчера, 10:09
Вячеслав Гладков – о проведении Дня дублёра в правительстве Белгородской области
Материал
Общество2 декабря , 15:10
Вячеслав Гладков дал поручение организовать встречи с белгородскими зоозащитниками