Часто вижу, как во двор редакции заезжает белая «Нива», из неё выходит высокая стройная девушка в форме. Что написано на шевроне — не разглядеть. Направляется в здание напротив. Интересно: кем она работает? Настало время познакомиться, благо профессия даёт мне полное право на это. Итак, консультант территориального отдела государственного экологического надзора № 2 управления экологического и охотничьего надзора Белгородской области Ирина Литвинова. Человек, который защищает природу от… человека. Впрочем, обо всём по порядку.
После окончания школы в 2003 году Ирина Литвинова решила подавать документы в Белгородский государственный технологический университет им. Шухова на специальность «инженер-эколог». Она тогда ещё не знала, что её будут учить замене фильтров, проводить анализ сточных вод и определять морфологический состав отходов. Она знала только: природа нуждается в защите. Юношеская душа вопрошала: «Кто, если не я?».
Именно это знание, которое было в ней с юных лет, а с годами обучения в университете только укрепилось, и стало главным в её профессии. После получения диплома девушка стала работать инспектором по охране природы в Красногвардейском районе. Наработав опыт, в 2022 году была закреплена за территорией нашего муниципалитета. Сегодня Ирина Васильевна осуществляет три вида надзора: экологический, геологический и над особо охраняемыми природными территориями.
Ни для кого не секрет, как сегодня выглядят некоторые контейнерные площадки для сбора мусора на улицах Алексеевки. Далеко ходить не надо — центр города, улица Новая. Я прохожу по ней каждый день по два раза. Знаю, что компания «СпецЭкоТранс» вывозит мусор регулярно. Но для этого места, как говорится, это как пипеткой воду из моря вычерпывать. Жители близлежащих улиц везут сюда мусор на тележках, сбрасывают его около контейнеров, и нет ему ни конца ни края. Картонные короба, доски, сломанные столы и стулья, шины, старый шифер, а в период сбора урожая и уборки огородов — пожнивные остатки и гнилые плоды. Образуется куча, от которой в тёплое время исходит зловонный запах. А ведь есть такие площадки, которые находятся рядом с домами людей. Каково приходится таким жильцам?
— Постоянно разъясняем населению о необходимости делать компостные ямы на своих участках. Ведь получается бесплатное удобрение, которое сегодня стоит дорого. Но почему-то некоторым проще загрузить пожнивные остатки на тележку и бросить людям под ноги. Что касается утилизации крупногабаритного мусора… Должны быть специальные большие контейнеры. У нас пока этот вопрос стоит на месте. К примеру, в Новом Осколе и Бирюче он решён. Думаю, если бы они были, объёмы свалок в горокруге значительно уменьшились, — считает Ирина Васильевна.
В городе появилось 15 средств фото- и видеофиксации возле контейнерных площадок. Но и это порой не останавливает нарушителей. Ирина Литвинова показывает фото с одной из камер. На нём — мужчина, который подъехал к контейнерам, открыл багажник и стал сваливать хлам на площадку около проезжей части. Лицо чётко видно. Вот и номер легкового автомобиля. Установить нарушителя теперь совсем не сложно. По словам Ирины Литвиновой, некоторые алексеевцы, зная о наличии камер, до последнего не верят, что их найдут, и придётся нести ответственность.
Правда, кое-кто даже до контейнеров не доходит. Спилит дерево около дома, тут же побросает ветки, у других и вовсе строительный мусор лежит возле двора. Главное, чтобы на территории домовладения был порядок, а обстановка за его пределами их уже не волнует. Таких жителей Ирина Васильевна тоже привлекает к ответственности. Кто-то разводит руками и соглашается: да, виноват, наведу порядок. Ему даётся срок — 10 дней. Но порой инспектор сталкивается с нежеланием отвечать за свои поступки. Да, двор мой, забор тоже, а мусор — нет, не мой. Ну и что, что лежит? Совсем даже не мешает…
Вывоз мусора в лесополосы, в овраги за село и даже в лес — явление, оказывается, не редкое. А всё потому, что менталитет у нашего народа таков: высыпал мусор в кусты или овраг — и вот, его как бы и нет. «Посмотрите сами», — приглашает меня Ирина Литвинова.
Мы выезжаем за черту города. Перед нами по обеим сторонам радующие глаз зелёные посадки. Кое-где по обочинам дороги попадаются на глаза пластиковые бутылки и пакеты, выброшенные из окон автомобилей, но их число незначительное — совсем недавно здесь проходили субботники, и всё было убрано. Ирина Васильевна сворачивает направо, мы углубляемся в поля. Вот где оно — настоящее лето! Пестрящее яркими солнечными цветами разнотравье колышет тёплый ветерок, раздаются радующие слух мелодии цикад и кузнечиков. Чуть поодаль мирно пасутся лошадки. «Скоро идиллия закончится», — говорит инспектор. Спускаемся ниже — так и есть. Нет, слов, да и не хочется их искать, чтобы описать то, что видим. Кожаное кресло несуразно выглядывает из-под пригорка. Выходим из машины, приходится переступать через мусор. Мужской ботинок, детские игрушки… Мусор становится всё кучнее и в итоге превращается в сплошное пятно. Старая одежда и обувь, доски, школьные тетрадки и учебники. Такое ощущение, что кто-то навёл в домовладении генеральную уборку, скинул хлам, копившийся годами, на прицеп и привёз сюда. Неподалёку обнаружилась ещё одна свалка — из сотен пластиковых бутылок, которые, на минуточку, разлагаются 450 лет! Стою в шоке. Редко бываю за городом, такое вижу впервые.
— Таких свалок немало. Как они появляются? Сначала вывез один, второй заприметил, тоже привёз. Некоторые достигают 50 кв. метров. В прошлом году была выявлена 21 свалка, 20 ликвидировано. В этом году семь обнаружено, две уже ликвидированы. Работа активно ведётся. Если зачинщика свалки обнаружить не удаётся, встречаемся с главами администраций сельских территорий. Совместными усилиями решаем вопрос ликвидации несанкционированного места захламления, — поясняет Ирина Васильевна.
В воздухе остро чувствуется смрадный запах. Краем глаза вижу его источник — чёрный полиэтиленовый пакет, в такой мы дома собираем бытовой мусор. Он наполовину разорван каким-то животным, из него вывалились очистки, яичная скорлупа, другие неприличные вещи. Пока я несмело стою в сторонке, держа нос против ветра, Ирина Литвинова, надев перчатки, деловито осматривает кучу мусора. Она пытается найти доказательства, которые укажут ей на человека, гнусно осквернившего лоно природы.
— Не понимаю людей, которые выбрасывают одежду, обувь в лесопосадки, зачастую в хорошем состоянии. Не нужна? Отдайте тем, кто нуждается. Утилизация мусора — серьёзная вещь. Мы же дома поддерживаем порядок. Почему к экологии у людей такое безразличие?… Ненужные тетради и учебники, полиэтилен, бумажные короба — есть пункты приёма макулатуры. Вот, сколько здесь обычного бытового мусора, который можно выбросить в контейнеры! — восклицает эколог, которого уже, кажется, сложно удивить.
Обычно, когда дело доходит до привлечения к административной ответственности, виновные задают инспектору вопрос: «А куда везти? На полигон? Туда ещё доехать надо, да и заплатить придётся». Придётся. По ч. 3.1 статьи 8.2 КоАП РФ выгрузка мусора из легкового автомобиля в несанкционированных местах наказывается штрафом от 10 000 рублей, по ч. 3.3 той же статьи за выгрузку из грузового транспортного средства или тракторов — от 40 000 рублей. Кроме того, придётся всё убрать за собой, а что-то, возможно, ещё и за того друга, найти транспорт и вывезти всё на полигон.
— Бывает, поджигают, чтобы следов не оставить. Всегда за природным пожаром стоит человек. Случайно ли бросил окурок, или умышленно поджёг — не важно. Вред, который наносят природе сжигание отходов, палы сухой травы и камыша, огромен.
Карьеры — ещё одна вотчина Ирины Литвиновой. Специалист следит, чтобыв них не велась незаконная добыча природных ископаемых. На территории муниципалитета имеется 11 несанкционированных карьеров. Только за прошлый год рекультивировано восемь. Если инспектор обнаружит на месте свежие следы трактора, устанавливает пристальное наблюдение, ведь за такие противоправные действия тоже предусмотрена ответственность — по статье 7.3 КоАП РФ. Вот и сегодня она полдня объезжала такие объекты, в которые, кстати, люди тоже не гнушаются вывозить мусор. В основном, строительный, но бытового тоже хватает. Его выгружают даже с КамАЗов.
— Разбирают люди старые сараи, сюда всё вывозят... Доски… Почему бы их не использовать для бытовых нужд, для приготовления того же шашлыка? Что касается крупногабаритной бытовой техники, вышедшей из строя, мебели — компания «СпецЭкоТранс» вывозит это бесплатно, нужно просто делать заявку. Это входит в сумму, которую мы платим ежемесячно за вывоз мусора. То ли об этом мало кто знает, то ли людям так проще — сбросить всё в карьер, — рассказывает Ирина Васильевна.
Пока мы ездили за город, по пути нам встретился природный заказник «Болото «Зимник», площадью сто гектаров. Он относится к особо охраняемым природным территориям. Следить за таковыми — также обязанность Ирины Литвиновой. Таких объектов в муниципалитете несколько. Например, Меловая гора, культурные насаждения крымской сосны на улице Победы в центре Алексеевки, корабельная дубрава — старовозрастные насаждения дуба черешчатого в Городище, озеро Лебяжье и другие. К последнему у жителей почему-то пренебрежительное отношение, оно лидирует по количеству привлечённых к ответственности нарушителей на его территории. Мы решили посмотреть на это место своими глазами.
Оставляем машину около обочины. Заезжать на охраняемую природную территорию запрещено, но вижу: дорога накатана прямо к озеру. А вот и нарушители! Четверо взрослых расположились на капоте, обедают. Ирина Васильевна подходит, представляется, объясняет, что стоянка здесь запрещена — статья 8.39 КоАП РФ, штраф от 3000 до 5000 рублей. Растерянность на лицах людей говорит сама за себя. Объясняют: сами не местные, приехали из посёлка Ровеньки в больницу. В будничной суете, устав от картинок чужого города, не заметили знак. Да только незнание не избавляет от ответственности. Правда, искреннее раскаяние может сыграть свою роль — инспектор всегда идёт навстречу людям, которые обещают исправиться.
Да и что взять с неместных, например, проезжающих через наш город на море москвичей, которые порой останавливаются здесь ночью вздремнуть? Если свои относятся к этому месту безалаберно: повсюду сор от ночных посиделок шумных компаний молодёжи, приезжающих сюда на автомобилях. Да и рыбаки, чтобы посидеть с удочкой, что также запрещено, ставят машины около водоёма. Масло, бензин — всё попадает в озеро. В этом году, по словам инспектора, оно выглядит как-то особенно печально, затянуто густой ряской.
В прошлом году за нарушение природоохранного законодательства на территории Алексеевского горокруга составлено 148 протоколов об административных правонарушениях, вынесено 185 постановлений на общую сумму 1 млн 62 тысячи рублей. Взыскано 98 % штрафов. Не всегда человек, который активно вредит природе, хочет признавать свою вину. Инспектор работает в тесном взаимодействии с ОМВД и прокуратурой горокруга. Бывает, дело принимает серьёзный исход — доходит до суда. Ирина Васильевна со временем поняла, что в её профессии никуда без юридической грамотности, поэтому попутно, во время работы, получила второе высшее образование.
Чтобы помочь природе, управление экологического и охотничьего надзора Белгородской области выступило инициатором флешмоба «Экочеллендж 31». Алексеевский городской округ в этом году также принял активное участие в региональной акции. Муниципалитеты соревновались, кто вывезет больше мусора со своей территории. Алексеевцы собрали 18 тонн.
За более 14 лет работы в системе экологического надзора Ирина Литвинова знает, что порой даже большие штрафы не останавливают людей вредить природе. Отношение к жизни по крылатой фразе «После нас хоть потоп!» приемлемо, к горькому сожалению, для многих алексеевцев. Инспектор понимает, что и дети, смотря на родителей, которые ведут такой образ жизни, впитывают это в себя. Как донести до состоявшегося взрослого человека, что так делать нельзя? Только через воспитание поколения, которое будет подходить к вопросу утилизации мусора со всей ответственностью, считает Ирина Васильевна. Поэтому она часто приходит в гости к воспитанникам детских садов, учащимся школ, чтобы рассказать им о том, как важно любить природу и бережно к ней относиться. В этой работе экологу помогают педагоги станции юных натуралистов. Вместе они устраивают флешмобы и акции, принимают участие в сборе мусора, изучают растения местности, занесённые в Красную книгу. Может, после таких мероприятий ребёнок сделает замечание взрослому и укажет, что вредить природе нельзя, пора меняться — нести ответственность за свой мусор. Это сложнее, чем загрязнять свой город, но было бы желание… И стыд перед своими детьми, который пережить обычно труднее всего.
Кстати, инспектор Ирина Литвинова имеет Благодарственное письмо губернатора Вячеслава Гладкова. В прошлом году получила нагрудный знак Минприроды РФ «Отличник охраны природы».