Local Logo
Новости Алексеевского городского округа и Красненского района Белгородской области
107.74
+0.00$
114.31
+0.00
-2 °С, туман
Белгород

Врач по призванию. Как алексеевский врач попал на муниципальную Доску Почёта

22 ноября , 13:47ОбществоФото: Александр Панченко

Корреспондент «Зари» встретилась с Игорем Фроловым и рассказала читателям о его призвании.

Есть такое выражение: «Когда болит тело — это боль, когда болит душа — это мука». Психические расстройства изводят людей не меньше, чем телесные недуги. Ещё страшнее, когда чьей-то жизнью управляет бесконтрольная зависимость, с которой слабому и безвольному человеку самостоятельно справиться невозможно. Вот уже 46 лет таким больным помогает врач-психиатр и психиатр-нарколог Алексеевской центральной больницы Игорь Фролов. В этом году имя доктора занесено на Доску Почёта администрации муниципалитета. Впрочем, обо всём по порядку.

По стопам матери

Игорь Митрофанович родился в Алексеевке в семье медработника и военного, впоследствии педагога в школе. Большое влияние на сына оказала мать, Лидия Ивановна, много лет трудившаяся медсестрой в хирургическом отделении больницы.

Всего четыре года разницы было между Игорем Фроловым и его старшим братом Валерием, но каким примером всегда тот для него был! О заслугах Валерия Митрофановича, кстати, можно писать отдельную статью. Он окончил Алексеевскую среднюю школу № 1 с «золотой» медалью, с красным дипломом — Воронежский государственный медицинский институт им. Н. Н. Бурденко. Заведовал кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии в Луганском мединституте, был академиком. После его скоропостижной смерти в 2012 году кафедру назвали его именем. Сейчас там работает сводная сестра Игоря Митрофановича — доктор наук Ирина Шаповалова, а её дочь Валерия пошла по стопам своего отца и дяди — стала врачом-психиатром.

Живо помнит Игорь Фролов случай из школьной жизни. Он всегда учился в первой школе неплохо, но как-то заигрался с мальчишками в футбол, не подготовился к уроку физики и схлопотал двойку. Приехавший на выходные брат-студент утроил ему нагоняй. После этого учитель Николай Григорьевич Гончаров стал вызывать к доске оплошавшего ученика чуть ли не каждый день, и парень выправился — стал ещё лучше учиться, что позволило ему в скором времени поступить на специальность «Лечебное дело» Воронежского государственного медицинского института им. Н. Н. Бурденко.

— Я пошёл по стопам, в первую очередь, мамы. Мне нравилось то, что она рассказывала о своей работе. Да, дело её было не из лёгких, я это понимал: и в три часа ночи вызывали из дома на операцию, и в выходные, и в праздники, но мысленно готовился к этому пути уже тогда — мне было интересно, — рассказывает Игорь Митрофанович. Вообще доктора можно слушать часами — чёткая правильная речь располагает к долгому диалогу, а удивительная память на все даты событий, важных и совсем незначительных, которые случались в его жизни, просто поражает.

Работа по призванию

После окончания медвуза в 1977 году Игорь Фолов проходил интернатуру по психоневрологии в Белгороде. Через год приехал в родную Алексеевку и начал длинный путь служения пациентам в районной больнице. С огромной благодарностью вспоминает доктор своих наставников: врача-невролога Светлану Терёхину и заведующую неврологическим отделением Валентину Невалёнову. Профессионалы старой закалки никогда не отказывали в ценном совете молодому врачу. Он и теперь, когда сам уже опытный специалист, у которого есть чему поучиться молодёжи, не считает зазорным спросить совета у коллег — бывших однокашников, практикующих в других городах.

— Стараюсь работать, как нас учили. Врачу нужно иметь сочувствие, сопереживание к пациентам. Врачам моей специальности — особенно. С «душевными» больными работать непросто, можно сказать, тяжело. Это и не работа со временем получается, а стиль жизни что ли. В кармане всегда телефон, могут вызвать в отделение в любое время суток. И ночью по звонку встаю, принимаю быстренько душ, чтобы взбодриться, и бегу. И в отпуске откликаюсь. А как по-другому? Если человек пошёл во врачи, он должен быть готовым к этому, должен служить пациентам. Это, в первую очередь, не хлеб твой, а призвание, — уверен Игорь Митрофанович.

Доктор работает сразу в двух кабинетах на третьем этаже поликлиники — совмещает две специальности: психиатра-нарколога и врача-психиатра, одно время работал ещё и неврологом. Оба кабинета хорошо оснащены: в одном — процедурном, у пациентов берут кровь, здесь же доктор проводит сеансы психотерапии с элементами гипнотерапии; во втором ведётся приём пациентов. Также Игорь Митрофанович консультирует больных в отделении. Вызывают его и в кабинет освидетельствования водителей на наркотическое и токсическое опьянение. Пока есть силы и желание, а они есть, доктор планирует работать — на пять лет продлил аккредитацию по психиатрии и наркологии.

Наркотики — зло

Игорь Митрофанович знает это, как никто другой. За почти полвека в профессии повидал многое. Впервые он увидел зависимых больных в 1982 году на специализации в Азербайджанском институте усовершенствования врачей. После распада Советского Союза доктор уже наблюдал их в своём кабинете. В основном это были молодые люди, употреблявшие марихуану и опиаты. 95% из них сегодня уже нет — погибли от передозировки или сопутствующих заболеваний. Он лично знает троих, которые бросили пагубную привычку ради будущих жён. «Разве можно заставить человека бросить наркотики? Говорят, он должен сам захотеть», — удивляюсь я. «Без этого никуда. В тех историях сразу несколько факторов удачно сложились», — добавляет доктор. И тут же рассказывает историю, противоположную и подкрепляющую другую известную, но жутко трагичную фразу: «Бывших наркоманов не бывает»:

—  У нас на учёте девочка была. Вышла замуж, родила двоих детей и на 7-8 лет забыла о своём пристрастии. Начались проблемы в семье — сорвалась. К сожалению, погибла от передозировки.

Самые страшные наркотики те, которые производят сегодня, уверен доктор. Это препараты синтетического происхождения, и уже через 1,5 месяца их употребления у пациентов возникает физическая зависимость. Изготовители «яда» постоянно меняют формулу, и врачи не всегда могут определить состав препарата. В Алексеевской ЦРБ цифровой анализатор определяет 12 видов наркотиков, поэтому иногда, чтобы точно поставить диагноз, приходится отправлять анализы в областное бюро Судмедэкспертизы, и даже тамошние специалисты не всегда могут понять, с какими веществами они имею дело.

На учёте в кабинете психиатра-нарколога сейчас состоят 22 жителя Алексеевского округа. Это удовлетворительная ситуация, считает доктор. Радует то, что среди них нет несовершеннолетних. Смертельных случаев от отравлений наркотическими препаратами последние три года не наблюдалось. Пятеро ребят до 18 лет состоят на учёте за употребление алкоголя. За ними происходит постоянное наблюдение совместно с комиссией по делам несовершеннолетних.

Когда «болит» душа

В нынешнее непростое время увеличилось количество пациентов с тревожно-депрессивными расстройствами, рассказывает Игорь Фолов.

— Вот, к примеру, сегодня был случай. Врач-кардиолог направил к нам женщину. У пациентки на фоне стрессовых ситуаций пару недель назад стало повышаться давление, появился неконтролируемыйстрах, учащённое сердцебиение. Это так называемое тревожное расстройство.  Мы назначили ей лечение. Состояние у неё улучшится.

Главное — обращаться за помощью как можно раньше, ведь лечение психических расстройств — процесс довольно длительный, от трёх месяцев до полугода, и чем раньше он начат, тем успешнее проходит.

А если у человека к тому же есть предрасполагающая к таким расстройствам особенность характера: он раним, принимает всё близко к сердцу, переживает и расстраивается, то, как только становится понятно, что что-то не так, нужно не откладывать визит в поликлинику.

— Врачи общей практики часто выявляют психосоматику и направляют таких пациентов к нам. Если не лечить расстройство на начальном этапе, оно перейдёт в депрессию, а с ней справиться уже сложнее, — объясняет Игорь Митрофанович.

За многолетнюю работу Игорь Фролов сталкивался с различными пациентами, в том числе с посттравматическими стрессовыми расстройствами (после аварий, катастроф). Вместе с ними он преодолевал долгий и трудный путь на пути к душевному исцелению.

— Мало любить свою специальность, нужно любить ещё и людей, — отвечает Игорь Фролов на мой вопрос, отчего же зависит успех в профессии.  — Одно дело, когда человек здоров, совсем другое — больной. Он приходит к врачу, как к Богу, ищет в нём надежду. И слово может вылечить, поверьте. Знаете, есть такое выражение: «Нужно лечить не болезнь, а больного»? Кто-то легко переносит болезнь — у него нервная система более устойчива. Кто-то же накручивает себя, к таким пациентам нужно относиться с любовью, тогда они будут тебе доверять. А когда тебе доверяют, это окрыляет, — делится Игорь Фролов.

 Для душевного равновесия

Видя перед собой такого энергичного доктора, конечно, я не могла не спросить: что нужно делать, чтобы сохранить то самое душевное равновесие?  Игорь Митрофанович уверен, что залог здоровья — в двигательной активности. Раньше он бегал по 10 км в день, после перенесённого ковида в 2020 году продолжает преодолевать такие же расстояния пешим шагом. К слову, о злосчастном вирусе — после того, как врач попал на лечение в инфекционное отделение, он уже через пять дней начал заниматься лечебной физкультурой и приобщать к этому соседей по палате. Именно это и помогло ему побороть коварное заболевание, уверен доктор.

— Я плаваю, хожу. Когда занимаешься двигательной активностью, в организме вырабатывается дофамин, который многие знают, как гормон удовольствия. Если после занятий человек чувствует прилив бодрости и последующее расслабление, значит, они ему подходят. Главное — не лениться.

И тут же вспоминает время своей молодости, когда он с друзьями выстаивал огромные очереди, чтобы купить боксёрские перчатки. А сейчас для молодёжи есть доступные секции футбола, борьбы, волейбола, можно перечислять очень долго, а какие легкоатлеты вкладывают свои души в местных ребят! Только почему-то, к сожалению, доктор всё чаще на комиссии в военкомате видит юношей с лишним весом…

Ну, и напоследок врач Игорь Фролов советует всем алексеевцам: «Бросайте курить! Не ленитесь — найдите вид физической активности, который станет вашим хобби, приносящем радость, и обязательно добавит к вашему жизненному пути бесценные годы. А ещё любите окружающих и радуйтесь жизни!» Ну что ж, дорогие читатели, лично я планирую прислушаться к словам Игоря Митрофановича, чего и вам желаю. А вам, дорогой доктор, ещё долгого пути, полного добра и милосердия к пациентам, который вы выбрали своим сердцем. А там, как вы сами говорите: «Что Господь даст…».

Кстати, у доктора Игоря Фролова есть дочь, Алина Игоревна. И, конечно, совсем нетрудно догадаться, что она пошла по стопам отца: окончила Воронежскую государственную медицинскую академию им. Н. Н. Бурденко. Сейчас она живёт в Новороссийске и трудится в онкологическом диспансере цитологом-онкологом. По словам Игоря Митрофановича, она очень довольна выбором профессии. А мы рады, что семейная династия Фроловых продолжается.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоВчера, 15:10
Вячеслав Гладков дал поручение организовать встречи с белгородскими зоозащитниками
Материал
ОбществоВчера, 14:01
Вячеслав Гладков сообщил о результатах работы аппаратно-программного комплекса «Безопасный город»
Материал
ОбществоВчера, 11:10
Два года исполнилось 1 декабря с момента вступления в силу закона о госпабликах