Тем, кому сейчас за сорок, хорошо помнят время, когда в школе трудовому обучению учащихся уделялось большое внимание. Это был не просто предмет в расписании, а ценный опыт, который пригождался выпускникам в будущем. На уроках труда школьники получали не только знания и навыки, но и учились ответственности, дисциплине и умению работать в команде. А некоторым это помогло определиться с выбором будущей профессии, особенно в сельской местности. Многие выпускники после школы оставались в своих сёлах, работали в полеводстве и животноводстве, создавали молодые семьи. Поэтому в местных хозяйствах не было особых проблем с кадрами, как сейчас.
В Новоуколовской средней школе в начале 90-х общественно полезный труд был обязательным и на высоком уровне. Ученики здесь не просто отбывали положенные по графику часы: убирали в классах, подметали школьную территорию, мыли окна, выращивали продукцию и многое другое. А ещё в школе была своя производственная бригада и мини-ферма. Сегодня в это трудно поверить, но она работала на протяжении нескольких лет. Тогда такие занятия были модными, но потом ко всему охладели. А вот новоуколовцы нет. Этим делом были увлечены, прежде всего, сами учителя.
Ряд лет ребята приходили на совхозную ферму к семи часам и вместе со взрослыми приступали к выполнению своих обязанностей. Кормили и поили животных, убирали в помещениях, завозили корм на весь день. Телята всегда были ухожены, клетки побелены. Производственная бригада из учащихся 8-11 классов работала в совхозе «Уколовский» круглый год. За ней были закреплены две группы молодняка в возрасте от двух до шести месяцев. Вся ответственность по уходу за ними лежала на школе. Это дисциплинировало ребят, приучало к самостоятельности. Ежедневно группа из пяти человек дежурила на ферме. Ребята с желанием и удивительным упорством работали здесь. Каждый месяц они получали честно заработанные деньги. Многим, действительно, нравилось ухаживать за животными. Администрация совхоза доверяла юным помощникам не меньше, чем своим рабочим. Вместе с учащимися на школьной мини-ферме трудились и учителя. Идея организовать такое дело вполне себя оправдала.
Но шли годы, менялись взгляды, а вместе с ними и подход к трудовому воспитанию школьников. Настал период, когда этому вопросу вообще не стали уделять никакого внимания. А для того, чтобы попросить ученика что-то сделать, обязательно нужно было письменное согласие родителей. Трудовое обучение в школе ушло на последний план. Дети стали пассивными и неприспособленными к элементарным вещам. И только с прошлого года труд (технология) стал обязательным в учебном процессе.
Недавно мне довелось побывать в той же Новоуколовской средней школе и поговорить с учителями и учениками на эту тему.
— Трудовое воспитание всегда было, есть и будет. Это неотъемлемая часть учебного процесса, — заявила заместитель директора школы Наталья Сорокина. — С прошлого года у нас нет гендерного разделения в обучении. А это значит, что мальчики должны уметь пришивать пуговицы, а девочки понимать, как выглядит молоток. Теперь весь класс занимается вместе.
На уроках труда ребята изучают основы ремёсел и технологий, связанных с ручным трудом, творчеством и практическими занятиями. Учатся правильно и безопасно работать с различным инструментами, такими, как ножницы, пилы, дрели. Своими руками они создают простые изделия из бумаги, картона, дерева, пластика и металла, изучают основы конструирования и дизайна. На занятиях по кулинарии девочки учатся готовить простые блюда: супы, винегрет и другие салаты. Красивые и гармоничные изделия они создают на уроках шитья и вязания, а также выжигания по дереву. Порой бывает непросто, но очень интересно.
Этот предмет ведут в школе молодые педагоги, супруги Павел и Оксана Бабковы. Трудовики не только передают детям знания и навыки, но и помогают раскрыть свой потенциал. Учащиеся с удовольствием посещают их занятия, ведь учителя умеют заинтересовать и увлечь.
Уроки труда в школе делятся на несколько модулей. Например, по разделу «Садоводство и огородничество» дети учатся ухаживать за растениями, сажать их, поливать, пропалывать и собирать урожай.
— У нас есть пришкольный участок, где всё это мы делаем, — говорит Оксана Алексеевна. — Ребята сами осуществляют весь процесс выращивания растений от семечки до урожая. Если это швейное дело, то учимся шить вручную, работаем с тканями. По разделу «Пищевая промышленность» у нас оборудован свой класс, где мы изучаем сначала теорию, а затем проводим практические занятия. Например, восьмиклассники работают с тестом и могут приготовить слойки. У учащихся младших классов более лёгкие темы: они делают бутерброды и салаты.
— Труд — предмет интересный и необходимый для жизни, — дополняет наш разговор Павел Иванович. — Например, в разделе «Металловедение» изучаем с ребятами измерительные приборы, такие как штангенциркуль, с помощью которого делаем практические работы по измерению различных предметов (шуруп, вал и так далее). Кроме того, знакомимся с разновидностью болтов, какие бывают резьбы и как их нарезать. По электричеству учимся работать с мультиметром и измерять напряжение в сети, подключать розетку и выключатель, вкручивать правильно лампочку в патрон. Всё это обязательно пригодится в жизни.
Многие темы на уроках труда взаимосвязаны с другими предметами. К примеру, по физике дети изучают зависимость мощности электроприбора от напряжения сети и силы тока. Полученные знания ребята применяют на практике на уроках труда.
Я поинтересовался у своих собеседников, как школьники относятся к предмету, и вот, что они ответили:
— Отношение учащихся к трудовому обучению может быть разным. Одни воспринимают как необходимость, другие — как возможность научиться чему-то новому и интересному. Не секрет, что некоторые дети раньше не занимались домашними делами, поэтому не знали, как посадить огурцы или прополоть грядку. Сейчас им стало проще и интереснее. В любом случае трудовое обучение даёт ученикам ценные навыки, которые будут нужны в дальнейшей жизни. А ещё это возможность определиться с будущей профессией. Если ребёнок увлечён каким-то видом деятельности, он может продолжить обучение в этой области, — уверена Оксана Алексеевна.
— Я скажу не как учитель, а как мать: предмет очень важный для подрастающего поколения. Благодаря урокам труда мой сын многому научился. Теперь он знает все инструменты и как ими пользоваться. Я вижу, что в доме растёт настоящий мужчина и помощник. Считаю, что мастерить своими руками — полезное и творческое занятие, — подытожила беседу Наталья Ивановна.
Мне остаётся добавить, что трудолюбивая пара педагогов Бабковых, объединённая общим делом, успешно занимается трудовым воспитанием новоуколовских школьников. Их работа вызывает уважение учеников, родителей и коллег.