Зелёный «фургончик» «Фольксваген» с эмблемой 74-й отдельной мотострелковой бригады «Бешеные псы» на капоте знают многие в Алексеевке. И не только. Вот уже три года водителя этой машины с нетерпением ждут наши ребята там, «за ленточкой». В салоне бойцам везут очень ценный груз: гуманитарную помощь. Причём это не только продукты питания, но и окопные свечи, маскировочные сети, тепловизоры, радиостанции, генераторы, бензопилы, гвозди, газовые баллоны, «Старлинки», плёнку, средства РЭБ и даже квадроциклы. А ещё — посылки из дома от родных и близких. Помощи много не бывает, фронт очень растянут, и каждая посылочка важна и бесценна. Ребята так радуются этим весточкам! Говорят, как будто дома побывали.
Юрий Кузьминых с первых дней СВО не смог остаться в стороне, у него на уровне подсознания включилась потребность помогать нашим защитникам.
— Как-то в одном из сёл увидел объявление на магазине, — вспоминает Юрий Иванович. — В нём просили откликнуться всех неравнодушных, чтобы помочь военнослужащим. Мы с сыном в тот же день накупили продуктов тысяч на десять. Коробки оставили в магазине. Каково же было моё удивление, когда спустя неделю я их обнаружил на том же месте. Как же так, подумал, ведь ребята в этом нуждаются, а отвезти некому. После этого поехал по нашему и соседним районам в поисках мест расположения военнослужащих. Я с тревогой и волнением следил за событиями, происходящими у нас в стране, разделял боль матерей, жён, всех родных и близких ребят, выполняющих воинский долг. Они участвуют в боевых действиях, проливают кровь, отдают жизни. Им, находящимся на переднем крае, очень нужна наша поддержка, внимание и забота. Без капли сомнения принял решение адресно оказывать помощь. Поначалу ко мне относились настороженно, да это и понятно, ведь по словам самих ребят, с таким желанием помочь они впервые столкнулись именно на Белгородчине.
Юрий родился в Алексеевке, спустя некоторое время вместе с родителями переехал в Хабаровский край, где прожил 14 лет. Но родные места не отпускали родителей, потому и было принято решение вернуться в милые сердцу края. Отец трудился механиком в колхозе села Меняйлово, там же семье дали дом. В уборочную страду Юра после школы непременно спешил на помощь отцу и его товарищам, с удовольствием работал на комбайне. Для них, мальчишек, было какой-то непередаваемой романтикой дёргать рычаги ночь напролёт, до самого восхода солнца. Затем были армия, учёба в филиале БелГУ на факультете «Юриспруденция», свадьба, на которую заработал самостоятельно, работа в охранном предприятии «Витязь» и окончательное решение — открыть своё дело. Юрий Иванович всегда двигался вперёд, никогда ни минуты не сидел на месте. Вот и сейчас грезит тем, что когда закончится специальная военная операция, бойцы вернутся домой с Победой, он наконец-то достроит дом, который начал возводить своими руками. Сейчас просто нет на него ни времени, ни сил… Мужчина с головой погрузился в заботы, связанные с помощью нашим защитникам.
— В то время, когда разъезжал по районам в поисках военных, всё не терял надежды найти «своих» сибиряков: Алтайский край, Хабаровский, Кемерово, Новосибирск, — рассказывает Юрий Иванович. — И нашёл-таки. С сожалением отметил, что техника и обеспечение этой части беднее всего. С тех самых пор я и моя команда рядом с этими ребятами. Нет, мы помогаем и нашим землякам, и всем, то просит о помощи, но к сибирякам у меня особое отношение.
В Великую Отечественную войну были популярны лозунги: «Всё для фронта», «Народ и армия едины». Сейчас они вновь обрели актуальность. Гуманитарная миссия достигла своего апогея: тоннами уходит помощь бойцам на передовую, предприниматели закупают дорогостоящее оборудование, транспорт, бабушки вяжут носки, все неравнодушные делают окопные свечи и плетут масксети.
— В нашу группу «Мы своих не бросаем» входит более 700 человек, — продолжает разговор собеседник. — Это Алексеевка, Воронеж, Москва, Питер, Кемерово, Юрга, Иркутск, Дальний Восток. География, откуда поступает помощь, очень обширна. Неоценимую помощь оказывают студенты, преподаватели и выпускники филиала Кузбасского государственного технологического университета и Кемеровского госуниверситета, сотрудники НПЦ Геомеханики и горной маркшейдерии и группа «Мой город фронту», прихожане и сёстры милосердия собора Рождества Иоанна Предтечи города Прокопьевск, алексеевская группа «Шьём одеяла для наших», жители дома № 45 по улице Пушкина, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Гарбузово отец Владимир и матушка Ксения, группа «Быть добру» (Гарбузово, Ковалёво, Красное), воронежцы Ольга Ивашина, Виктория Зокоева и их группа «Обеды для Победы», «Безумный Макс» (как его называют в группе) из столицы Черноземья, «Роскосмос», подразделение Глонасс (Москва), Газпром (Воронеж), жительница Алексеевки Таисия Трофимовна Мирошникова и многие, многие другие.
Всю собранную помощь Юрий Иванович сам лично отвозит на передний край. Уже побывал в Луганске, Кременной, Макеевке, Голиково, Селидово, Авдеевке, Ясиноватой, Горловке, Донецке. На каком только блокпосту не видели зелёный фургончик! На нём откатано 183 000 километров по фронтовым дорогам.
Однажды комбат в Кременной сказал Юрию: «Тебя пацаны ждут, как мамку с базара». Именно эти слова и это ожидание заставляют мужчину-волонтёра отложить все свои личные дела на задний план. И бизнес, и строительство дома, и ремонт в квартире подождут, решил он. Кузьминых уже не живёт своей жизнью: не знаешь ведь, кто и когда позвонит, приедет к тебе, что привезёт на склад, а ребята приедут с «передка», их нужно накормить, искупать и уложить немного отдохнуть, дать возможность почувствовать себя почти как дома.
— Раньше я сам собирал помощь, друзья охотно включились, — вспоминает Юрий. — А потом как-то сын Никита предложил создать группу в соцсетях. Сказал, что сейчас все так делают, это очень удобно. Сейчас девочки-помощницы курируют соцсети, женщины и мужчины-добровольцы помогают разбирать продукцию на складе. В общем, работа кипит. Многих из людей, кто помогает военнослужащим, я ни разу не видел. Но знаем, что мы есть друг у друга и всегда поможем.
В новостной ленте соцсетей, кроме информации о сборах, историй с фронта, рассказов о поездках — приветы от бойцов «из-за ленточки».
Волонтёрство — это не только работа, это состояние души. Это отнимает силы, время, энергию. Уровень ответственности очень высок. На тебя возлагают надежды, тебя ждут.
— Я всегда в тонусе, — улыбается Кузьминых. — Приходит заявка от ребят, сажусь, составляю список всех вещей, определяю общую стоимость. Вот, нужно купить рации, плёнку, сапоги… Нужно тысяч сто. Где их взять? Пишу в группу. Может случиться так, что собрана только половина, а уже поступила другая заявка. И ты выворачиваешься наизнанку, чтобы найти эти деньги. Системы нет, запросы приходят в хаотичном порядке. Линия фронта движется, ребятам может понадобиться помощь в любой момент.
— Не возникало желания всё бросить?
— Нет, никогда, мы очень нужны ребятам. Они же не могут бросить начатое! Вот и мы не имеем права.
— А страшно ездить «за ленточку»?
— Грань между военной и мирной жизнью сильно режет глаз. До войны ехать четыре-пять-шесть часов. А там ты видишь боль, страдания, разруху. Страшно было первый раз, когда приехал в Кременную. Только попили с ребятами чай, и они группой ушли выполнять боевую задачу. А спустя пару часов одного из них я смог опознать только по кроссовкам. До сих пор этот парень снится…
В этот момент я заметила у сильного, физически крепкого мужчины слёзы в глазах. Ему действительно больно за каждого погибшего, ведь со многими он был лично знаком…
Тяжело вздохнув, Юрий Иванович переключается на более оптимистические воспоминания.
— Знаете, есть там, у пацанов, медик с позывным «Крест». Удивительный парнишка. Столько света в глазах, добра и теплоты! Он настоящий профессионал своего дела, у него талант от Бога, в которого он безоговорочно верит. В бригаде говорят: «Если кого-то затрёхсотило, а рядом «Крест», будешь жить 100%.. А «Чек»! Здоровенный спецназовец, который, по-моему, бесстрашен и смел уже с рождения. Сколько в нём силы, харизмы и мужества!
— Правильно понимаю: там лучшие? — спрашиваю Юрия.
— Да. Несомненно. И они не бегут трусливо, стоят за нас до конца. До Победы.
Мой собеседник скромно умалчивает, сколько у него наград: медалей, благодарностей, грамот, ценных подарков. Именные часы от губернатора Иркутской области, медаль «За участие в специальной военной операции», от ребят — кружка из гильзы, именной нож от танкистов 74 ОМСБр, множество других.
А недавно Юрий Иванович Кузьминых с позывным «Порох» (ему его присвоили военнослужащие за взрывной характер и упёртость) по распоряжению губернатора Белгородской области был награждён почётным знаком «Доброволец Белгородчины».
P.S. Не все истории там, за линией фронта, со счастливым концом. Был у меня знакомый с Алтайского края, папин земляк. Ему 22 года, ровесник моего сына. Скромный, весёлый, добрый. Большой романтик и любящий сын. Всё говорил: «Приеду домой, женюсь на любимой девушке». Но он не приехал. Погиб в Донецке от осколков разорвавшегося снаряда. Тогда много ребят погибло. Молодой человек добровольно подписал контракт. Говорил, что как мужчина должен. Их много таких, смелых и отважных, беззаветно преданных Родине. Этим и сильна наша страна.