

Когда я вспоминаю своих школьных учителей, мне хочется выразить свои чувства словами великого русского поэта Николая Некрасова, адресованные Белинскому: «Учитель! Пред именем твоим позволь смиренно преклонить колени». Возможно, это немного пафосно, но заслуженно.
Все мы — ученики своих учителей, и большинство из нас с теплотой и благодарностью вспоминают школьные годы, товарищей, с которыми постигали азы науки, и, обязательно, первую свою учительницу. Кто привёл в первый класс, познакомил с ребятами, был другом, наставником, советчиком. Уже повзрослев, став старшеклассниками, её ученики с завистью поглядывали на ребят, которых вела их первая учительница, потому что магия атмосферы первых лет учёбы для них закончилась.
Я училась в 8-летней Сетищенской школе в 60-е годы прошлого века, и моей первой учительницей была Прасковья Ивановна Федяева. Увы, её уже давно нет, но добрая память у нас, её учениках, осталась навсегда. Она — дитя войны, в малом возрасте, переболев полиомиелитом, стала инвалидом — у неё не действовала правая рука. Она научилась писать и совершенно всё делать левой.
Прасковья Ивановна окончила школу, педучилище и до конца своих дней учила начальные классы в родном селе. Её, мне кажется, все любили: и ученики, и родители, и учителя. Она умела найти подход к каждому.
В нашем первом классе было 30 человек. Она всех называла только по именам, знала всё о нашей жизни в семье, старалась поддерживать тех, кто нуждался в её помощи. С ребятами, кто слабо учился, бескорыстно оставалась после уроков на 2-3 часа, чтобы позаниматься, хотя у неё была семья, домашние заботы.
Всегда нарядно одетая, с красиво уложенной завивкой (в те годы в селе это было редкостью), она казалась нам феей из сказки. Мы, придя пораньше в школу, бежали её встречать почти к дому, соревнуясь, кому достанется стопка книг, которую она подготовила для внеклассного чтения или для проведения уроков. Гордые, входили со своей учительницей во двор школы, а затем в класс.
Ещё в начале первого класса, рассадив нас за парты, она сказала: «Ребята, я вас буду учить читать и писать, а вы, надеюсь, будете хорошо учиться и дружить». Слово «дружить» стало наказом для нас на всю жизнь. Наш класс в те годы был самым сильным в учёбе и активным в общественной жизни школы. Почти все состоялись и в жизни, и в профессии. В реестре нашем есть генералы МВД, журналисты, инженеры, медики, партработники, строители, воспитатели, индивидуальные предприниматели. Нас осталось ровно полкласса. Но мы дружим до сих пор, каждые пять лет встречаемся, не теряем друг друга, звоним, поздравляем с днями рождения и другими событиями, хотя география нашего местожительства обширная. Это Красноярск, Москва, Краснодар, Чимкент, Новочеркасск, Воронежская и Белгородская области.
Прасковья Ивановна, как она говорила, сдала восемь экзаменов в своей жизни, сделав восемь выпусков своих питомцев. Примерно 250 детей она научила не только азам грамоты, но и дала первую путёвку в жизнь.
Она была не одна в стремлении заложить в каждого ребёнка не только знания, но и ориентиры в жизни. Такой подход был в Сетищенской школе нормой. С благодарностью можно вспомнить учителей начальных классов тех лет: Алексея Ивановича Табалина, Елизавету Андреевну Романцову, Александру Лукиничну Дрожжину, Марию Павловну Белозерских, Полину Ефимовну Мишукову. К сожалению, их уже нет на этом свете, но добрая память о них — в их учениках. Радует то, что традиции, заложенные много лет назад нашими наставниками, сохранились и продолжают жить.
Более 50 лет трудится учителем начальных классов в Сетищенской школе Валентина Ивановна Федяева — Почётный гражданин Красненского района, Заслуженный учитель школы РФ. Она — просто однофамилица моей первой учительницы. Но была когда-то моей тёзкой в школе — Валей Глотовой, училась на класс младше. Отличница, скромница, из многодетной семьи. После школы окончила Валуйское педучилище. Профессию выбрала не случайно, потому что первым учителем был Алексей Иванович Табалин, который тоже после окончания педучилища буквально «влюбил в себя» своих учеников. И после окончания школы большинство девочек из класса стали учителями. Он почти всех своих подопечных, вызывая к доске, называл по имени — отчеству. Так и закрепилось за его ребятами с малых лет: «Федотовна», «Петрович», «Ивановна».
Валентина Ивановна не была исключением и после педучилища стала учителем начальных классов. 12 выпусков вышли из-под её крыла, около 200 ребят благодарны ей за первые шаги к знаниям. В жизни Валентины Ивановны было всё: радости, победы, невосполнимые потери. Она вышла замуж за односельчанина, родила двух сыновей, рано овдовела, сама воспитала ребят. Оба — инженеры, состоялись в жизни, имеют семьи. Дети не помешали ей в своё время закончить филологический факультет тогда Белгородского пединститута. Она добилась высоких наград, уважения односельчан, коллег из педагогического сообщества.
Окончив 2024-25 учебный год и выпустив очередной класс, Валентина Ивановна решилась уйти на заслуженный отдых. Но подошёл сентябрь, оказалось, что временно нужен учитель русского языка и литературы. Ей предложили, и она согласилась. Так начался у неё 56-й учебный год в должности теперь учителя другого направления в родной школе, в своём коллективе, но со старшеклассниками.
В годы нашей с ней учёбы в Сетищенской школе было более 300 учеников, директором был Иван Денисович Новиков —историк, педагог «от Бога», впоследствии Заслуженный учитель школы РСФСР. Всего 18 учителей тогда составляли педагогический коллектив.
Гордостью нашей школы был хор из более чем 70 учащихся, руководил которым всё тот же Алексей Иванович Табалин, совмещая учебные и внеклассные занятия. Мы ещё занимались в танцевальном и драматическом кружках. Наша учёба проходила в пяти зданиях, в каждом — по две классные комнаты, была мастерская, куда, в основном, мальчики ходили учиться резьбе по дереву. Не было ни буфета, ни тем более столовой, но это не мешало нам чувствовать полноценную жизнь в школе. На переменах мы носились по школьному двору, грызли принесённые из дома яблоки или перекусывали бабушкиными пирожками.
Мой экскурс в прошлое совершенно не делает укора нынешней школьной жизни и организации учебно-воспитательного процесса в любой, в том числе, Сетищенской школе. Бывая на встрече в её стенах, мы немного завидуем: прекрасная школа, спортивный и актовый залы, большие возможности для применения творческих сил и талантов. Безусловно, хотелось бы, чтобы сохранилась память о прошлом послевоенного периода: учителях, учениках всех выпусков, об истории школы с начала её основания.
Я спросила у Валентины Ивановны: «Чем или кем она гордится?» Она, не задумываясь, ответила: «Конечно, своими учениками и коллективом, в котором работала полвека. А ещё тем, что мои воспитанники выбирают профессию педагога. К примеру, Мария Ушакова работает учителем русского языка и литературы в городе Старый Оскол. Анастасия Павловна трудится в нашей школе заместителем директора по воспитательной работе. Дарья Алехина выбрала профессию воспитателя детского сада, поступив в Белгородский вуз. У меня это вызывает не только гордость, но надежду, что авторитет нашей профессии повышается».
Остаётся пожелать всему коллективу продолжать заложенные нашими наставниками традиции. Известный советский поэт Александр Твардовский сказал: «Нельзя научить любить то, чего сам не любишь». Я с ним полностью согласна.












