В книге краеведа Дмитрия Шеншина «Не ради славы…» собран богатый материал о воинах-красненцах, совершивших боевые подвиги на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В ней есть информация о Николае Павловиче Андриянове, командире артиллерийского дивизиона 32-й гвардейской кавалерийской дивизии. Чем же прославился наш земляк?
Николай Павлович родился 19 декабря 1909 года. Когда ему было 22 года, принимал участие в боях с японскими самураями на реке Халхин-Гол в Монголии, проявляя мужество и отвагу, за что был награждён орденом Красного Знамени. Годом позже участвовал в Финской войне, а в 1941 году лейтенант Андриянов в составе 32-й кавалерийской дивизии совершил поход в Персию (Иран).
На фронте Николай Павлович — с первых и до последних дней Великой Отечественной войны. Лишь скупые строки из его наградных листов свидетельствуют о героизме и мужестве нашего бесстрашного земляка.
«…6 ноября 1941 года старший лейтенант Андриянов, будучи командиром батареи 86-го артиллерийского полка, на Юго-Западном фронте проявил себя мужественным командиром. В районе Сенга, сопровождая из окружения в тыл раненого генерала, во время разведки пути обнаружил немецкую заставу и завязал бой. Отвлекая на себя огонь врага, он дал возможность группе сопровождения вывести генерала из окружения. Сам же вышел к своим с документами и оружием погибших в этом бою солдат. За совершённый подвиг приказом командующего войсками Юго-Западного фронта старший лейтенант Андриянов награждён вторым орденом Красного Знамени».
В 1942 году он принимает активное участие в Сталинградской битве, за что удостоен медали «За оборону Сталинграда». В ноябре того же года гвардии майор Андриянов, будучи начальником артиллерии 32-й гвардейской кавалерийской дивизии, совершил очередной боевой подвиг. Вот как описывает его полковник Бельцов, командир артиллерии 5-й ударной армии, в составе которой находилась дивизия: «… 23 ноября 1942 года гвардии майор Андриянов в бою за хутор Евлампиевский лично руководил огнём артиллерии, в результате разбил немецкий аэродром близ хутора. Были захвачены 18 самолётов, склады с боеприпасами и продовольствием. На следующий день в бою за хутор Большой Набатовский он руководил истребительно-танковым артиллерийским дивизионом. В жестокой схватке подразделением было подбито и сожжено 18 танков противника, а в самом хуторе захвачена автобаза из 282 автомашин».
За этот подвиг Николай Павлович награждён орденом Отечественной войны 2-й степени.
18-19 сентября 1943 года гвардии майор Андриянов, проявив мужество и личную отвагу, совершил новый подвиг.
«…Противник силой пехоты и танков удерживал рубеж на реке Волость. Товарищ Андриянов провёл артиллерийскую подготовку, в результате которой были подавлены основные узлы сопротивления врага. Кавалеристы стремительной атакой ворвались в расположение противника и отбросили его остатки за реку. 21 сентября офицер сам сел за панораму орудия и лично уничтожил четвёртую орудийную батарею и зенитную установку фашистов», — так описывает этот бой начальник артиллерии Андриянова командир 32-й кавалерийской дивизии генерал-майор Калюжный. За это Николай Павлович награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.
Весной 1944 года, будучи в составе 3-го Белорусского фронта (командующий — генерал армии Черняховский), Андриянов участвует в знаменитой наступательной операции «Багратион», где вновь отличился в ожесточённых боях, за что был удостоен ордена Суворова 3-й степени.
В 1945 году бесстрашный офицер продолжает совершать подвиги и участвует в боевых действиях в Восточной Пруссии и Западной Польше. С 19 января по 17 февраля уже в звании гвардии подполковник Андриянов, командуя артиллерией дивизии, огнём орудий уничтожал живую силу и технику противника, чем поддерживал успешное наступление кавалерийских полков. 14 февраля в районе Хайнице (Германия) немцы силой двух полков и 36 танков внезапно перешли в наступление, ударив во фланг 32-й кавалерийской дивизии, для которой создалась реальная опасность. Как сообщается в наградном листе: «… Тов. Андриянов открыл ураганный огонь батарей с открытых позиций, в результате было уничтожено два батальона пехоты и 10 танков, а 32-я гвардейская кавалерийская дивизия успешно овладела городом Хайнице. За смелые и своевременные действия подполковник был награждён третьим орденом Красного Знамени».
Но на этом не заканчивается боевой путь нашего земляка. Чем ближе был конец войны, тем ожесточённее становилось сопротивление противника. Имея большой военный опыт, Андриянов стремился свести к минимуму потери боевой техники и сохранить жизнь бойцов вверенного ему подразделения. Для этого в часы затишья он отдавал много сил для подготовки орудий и личного состава к предстоящим боям.
27 апреля 1945 года кавалерийский полк, следуя в авангарде дивизии, встретил ожесточённое сопротивление немцев. Прибыв на место боя, Николай Павлович быстро оценил сложившуюся обстановку и лично возглавил боевые действия своей артиллерии. Ураганным огнём артдивизиона он ошеломил и сломил сопротивление противника. В результате на поле боя осталось свыше двухсот немецких солдат и офицеров. Враг потерял пять миномётных батарей, два орудия и четыре станковых пулемета. На следующий день огнём артиллерии элитная часть фашистов была полностью разбита. За этот геройский подвиг подполковник был представлен командиром дивизии генерал-майором Калюжным к званию «Герой Советского Союза». Однако командующий войсками 2-го Белорусского фронта, маршал Советского Союза Рокоссовский на представленном наградном листе Андриянова наложил свою резолюцию: «От имени Президиума Верховного Совета СССР награждаю орденом Ленина». Так на груди знаменитого земляка засверкал настоящий иконостас из семи орденов — правительственных наград высшей пробы и множества боевых медалей.