Local Logo
Новости Алексеевского и Красненского муниципальных округов Белгородской области
76.97
-0.98$
89.90
-0.69
+1 °С, туман
Белгород

Закружила вьюга фронтовая. Как юная алексеевская девушка отдала жизнь защите Отечеству

10 ноября , 15:3580 лет Победы

Алексеевский краевед Анатолий Кряженков рассказал читателям «Зари» яркую, но короткую судьбы отважной Полины Борисовской.

Они меньшего требовали от других и намного большего от себя. Так можно сказать о поколении 19-летних, которое приняло на себя первый удар германских войск и вынесло на своих плечах все тяготы Великой Отечественной войны. Полина Борисовская вступала в жизнь в 1939 году после окончания Алексеевской средней школы (ныне средняя школа №1). В 1941 году ей исполнилось 19 лет. Приходят на память слова из песни о медсестре: девушку «закружила вьюга фронтовая». 

Пробивались на восток

Как только прозвучали первые залпы на западной границе страны, 132-я дивизия 13-й армии прошла срочное доукомплектование. Среди медсестёр появилось новое имя — Полина Борисовская. Её зачислили в 223-й медико-санитарный батальон. Боевое крещение дивизия приняла 13 июля 1941 года в схватке за железнодорожную станцию Чаусы Могилёвской области. В тот же день попала в окружение. С большими потерями отдельными группами, минуя большаки, вышла из котла и на подручных средствах форсировала реку Сож.

Вместе с бойцами и командирами Полина Борисовская в круговерти фронтового лиха стойко перенесла первые испытания. Проявляла решимость и бесстрашие при вызволении раненых с поля боя. Действовала испытанным способом: под роем пуль ползком тащила бессильного воина на плащ-палатке или же, взвалив его на плечи. Можно сказать, надрывалась всякий раз, но спешила без раздумий к истекающему кровью бойцу.  Хранила верность медицинскому сословию — бережно обращалась с раненым при оказании ему неотложной помощи в санчасти. Замирала её душа от картин жестоких потерь. Видела расстрелянные советские танки и орудия, гибель товарищей по оружию, когда пробивали дорогу на восток, Сдерживая слёзы, стояла у свежего холмика братской могилы в деревне Александровка Могилёвской области, в селе Кривоносовка Сумской области.

Испытывала чувство отмщения при виде пленных и самоуверенных фрицев. Вглядываясь в их ненавистные рожи, она негодовала, как и товарищи по оружию: «Проклятые фрицы! Вы пришли на нашу землю, чтобы поработить нас. Вы тесните нас танками и автоматами, но ваш перевес временный. Не дадим вам спуску ни на фронте, ни в тылу. Здесь наш дом. Скоро погоним вас в ваше поганое логово — в Берлин».

В военной неопределённости и походном перемещении было не до газет. Борисовской они просто не попадали в руки. Но в летний день 1941 года она развернула столичные «Известия» и разделила подобные мысли, которые прозвучали на всю страну в очерке Алексея Толстого «Что мы защищаем». Газета утверждала: «Немцы рассчитывали ворваться к нам с танками и бомбардировщиками, как в Польшу, во Францию и в другие государства, где победа была заранее обеспечена их предварительной подрывной работой. На границах СССР они ударились о стальную стену, и широко брызнула кровь их. Немецкие армии, гонимые в бой калёным железом террора и безумия, встретились с могучей силой умного, храброго, свободолюбивого народа, который много раз за свою тысячелетнюю историю мечом и штыком изгонял с просторов родной земли наезжавших на неё хазар, половцев и печенегов, татарские орды и тевтонских рыцарей, поляков, шведов, французов Наполеона и немцев Вильгельма… Все промелькнули перед нами».

В начале осени 1941 года на Смоленском направлении не ослабевал напор противника, имеющего превосходство в пехоте, танках и авиации.  Наши войска учились отступать, с тяжёлыми боями отходили на восток. 132-я стрелковая дивизия вела бои на реке Десне в районе Трубчёвска Брянской области. Борисовская с прежней решимостью выносила раненых из-под огня. Меняла им перевязки, кормила из ложечки, выхаживала, в походной неустойчивости дорожила каждым часом передышки. Вскоре армия вновь оказалась в окружении. Некоторые части так и не смогли пробиться к фронту. Они рассредоточились в лесных массивах на территории Брянской и Орловской областей. Немало наших военнослужащих осталось в Хомутовском и соседних с ним районах Курской области.

В строю народных мстителей

С сентября 1942 года Полина Борисовская в составе боевой группы из 52 человек, минуя вражеские заслоны, продвигалась на восток.  По бездорожью шли во главе со старшим лейтенантом А. Г. Ковалёвым, комиссаром П. Г. Зайцевым и техникоминтендантом Ф. А. Власовым. Они осознавали, что небольшим ударным кулаком легче прорваться через линию фронта или оказывать сопротивление во вражеском тылу. Бойцы и командиры сохраняли 45-миллиметровую пушку, 5 станковых и 28 ручных пулемётов, 15 автоматов. В селе Поды Хомутовского района Курской области обстановка позволяла сделать передышку. В группу стали прибывать по одному и по несколько красноармейцев.

Одновременно в Хомутовском районе подпольный райком партии создавал партизанские группы из местного населения. Кадровых военных и участников сопротивления объединило одно — желание мстить оккупантам. Контактные группы быстро нашли общий язык и приняли важное решение.   Так родился партизанский отряд имени К. Е. Ворошилова. Вскоре он вырос до 800 человек. В нём было три батальона по три роты и конная разведывательная группа из бойцов Красной армии. Командовал ею Л. Пильчик.

Сарафанное радио разнесло весть о создании партизанского отряда. Население близлежащих сёл, подвергаясь риску, откликнулось на призыв поддержать народных мстителей. Стало поступать скрытно собранное на местах боёв оружие, пополнялись запасы хлеба, люди приносили полотенца, полотна, варежки, носки.

Опасность и дерзость атак народных мстителей уже почувствовали на себе местные оккупанты. Они старались переманить население разными посулами. За указание места расположения партизан обещали наделы земли и продукты, за убитого одного из них — центнер хлеба или килограмм соли.

Полина Борисовская основную нагрузку несла в санчасти под началом военврача третьего ранга Я. С. Махалкина. В это подразделение прибыли не нюхавшие пороха девушки Наталья Смольянинова и Татьяна Рябитченкова. Они ещё в 1941 году окончили медицинское училище, с собой принесли сумки с медикаментами. Обе так искренне и доверительно просились в отряд, что отказать им было нельзя. Старшей медсестрой была Александра Копылова. 

Наиболее ответственное испытание выдержали медсёстры в атаке на полицейский гарнизон в селе Сопычь Червонного района Сумской области. Это была первая крупная операция партизан. В селе находилась также венгерская воинская часть и немецкое подразделение СС.  Бой шёл двое суток. Гарнизон разгромили наголову. Оккупанты и полицейские частью были уничтожены, частью попали в плен. Партизаны захватили много оружия, боеприпасов, продуктов. Все они проявили мужество и отвагу. Как вспоминал начальник политотдела отряда И. Д. Кубриков: «Медсёстры Н. Смольянинова, Т. Рябитченкова и П. Борисовская самоотверженно выносили с поля боя раненых».

В приказе партизанского отряда от 1 марта 1942 года Полина тоже отмечена. В документе сказано, что «при выполнении боевого задания самоотверженно вели себя в бою и чётко выполняли задание партизаны ударной группы», в перечне которых названа Полина Борисовская.

О тех же качествах медсестры говорит боевая характеристика, подписанная начальником санитарной службы партизанского отряда Я. Махалкиным и комиссаром С. Поляк 11 октября 1942 года. Читаем:

«Тов. Борисовская вступила в партизанский отряд с первого дня его организации. За время нахождения в отряде показала себя в борьбе с немецко-мадьярскими оккупантами смелой, инициативной и бесстрашной сестрой. Участвовала не один раз в боях, где показала себя, своё мужество и отвагу. В боях в с. Сопычь тов. Борисовская вынесла из огня противника 8 раненых бойцов и командиров вместе с их оружием.

При уходе в госпитале за ранеными бойцами и командирами проявила свою чуткость, внимательность и материнскую заботу. Пользуется громадным авторитетом среди личного состава отряда. Предана делу Ленина-Сталина».

В характеристике вновь отмечаются решительные действия Борисовской в бою в селе Сопычь. Схватка была очень ожесточённой. Часть фашистского гарнизона засела в церкви, других каменных зданиях, выкурить их оттуда оказалось нелегко. Атакующие партизаны получали ранения. Девчата находились рядом и внимательно следили за ходом боя. Под шквальным огнём медсёстры, выскакивая из укрытия, проявляли мужество и самообладание, чтобы вытащить бойцов в безопасное место. Да не только спасти, но и сохранить их оружие. То есть вытащить раненого и взваливать на плечо его винтовку или автомат. А уж потом перевязать раны.

В таком бою не обойтись без потерь. Погибла и Татьяна Рябитченкова. Похоронили её вместе с восемью павшими партизанами в братской могиле в посёлке Колячек Хомутовского района. Прощаясь с боевой подругой, Полина Борисовская, не раз провожавшая воинов в последний путь, на этот раз не могла сдержать слёз: «Такая молодая. Жить да жить бы ещё…».

Вошла в предания

Старшая медсестра Александра Копылова отмечала ещё одно свойство Борисовской — находчивость. Вместе с подрывниками как-то отправилась Полина на выполнение задания на участке железной дороги между станциями Навля и Комаричи. Там партизаны ожидали проезда фашистского эшелона с живой силой и техникой. Без шума и суеты заложили взрывчатку в промежутке между проходами вражеских часовых. В наступившей темноте и непогоде самое время для неожиданных действий. Это и предложила Борисовская. Она подсказала отважным парням перед крушением эшелона взять проходчика-часового и под последующий грохот уйти от преследований. Так партизаны и поступили, вернулись в отряд с разговорчивым языком, выполнив смелое задание.

Гитлеровцы стремились отрезать партизан от лесов, окружить в населённых пунктах и разгромить превосходящими силами. Всякий раз эти замыслы разгадывались. Отряд из Хомутовского района скрытно перебазировался в Хинельские леса, затем — в Брянские леса. Спустя время, возвращался в старые места расположения. Переходы достигались огромным напряжением сил.

Александра Копылова вспоминала: «Послали нас с Полиной в село Гололобово (Орловская область) собирать перевязочный материал, медикаменты, а заодно распространить листовки, свежие газеты, провести по возможности беседы с населением, сказать правду о фронте, о Красной армии (газеты мы получали с Большой земли)».

Поехали на повозке, запряжённой лошадью. Знали, что в селе врагов нет. Оставили повозку на крайнем подворье. Местные жители поделились всем, чем могли. Даже марлевые занавески снимали с окон для бинтов. Партизанки уже собирались уезжать, как услышали гул мотоциклов. Один немец забежал во двор и направился в хату. Только он открыл дверь, как был сражён Полиной из пистолета. Хозяйка всполошилась, что же теперь будет? Полина её успокоила.  Вдвоём с Копыловой закатали убитого в домотканую подстилку и уложили в повозку. Сразу же двинулись в лес.

В расположение привезли поверженного фрица с автоматом. Не выкинули в лесу, потому что разведчикам нужна была немецкая форма. 

В отряде знали о находчивости и об отчаянных поступках Борисовской. О них слагали легенды. Ведь её включали в конную разведывательную группу Пильчика. Ходила молва, что на коне в маскхалате среди белого дня она влетала в село, узнавала подробности о расположении оккупантов, об их штабе, складах, огневых точках и мимолётно скрывалась в заснеженном поле по пути в спасительный лес.

В часы отдыха Полина привлекала внимание своей неугомонностью, весёлым характером. Она любила петь, умягчая сердца бойцов, вызывала у подруг желание подхватить любимый мотив, знакомый припев.

Драма войны

В конце июля 1943 года в разгар боевой операции Борисовская получила тяжёлое ранение. На прилетевшем с Большой земли самолёте вместе с такими же партизанами её отправили в Москву. Дальнейших подробностей судьбы землячки мы знаем мало. Известно лишь, что после госпиталя Полину в звании красноармейца определили в подразделение аэростатов заграждения противовоздушной обороны. Защищала небо столицы. Лебёдками вместе с однополчанами, значительную часть которых составляли девушки, поднимала на высоту 2500-3000 метров наполненные гелем огромные баллоны, уложенные на шасси ГАЗ-АА. Пробиться через такие препятствия, расставленные на 800-1000 метров, вражеским самолётам было невозможно.

Сказалось прежнее ранение. Борисовская тяжело заболела. Скончалась в госпитале в октябре 1944 года. Полина Ивановна похоронена на столичном Преображенском кладбище. Она награждена орденом Красной Звезды. Её именем названа одна из улиц Алексеевки.

На подмостках войны разыгралась одна из многих жизненных драм. Действующим лицом выступила алексеевская девушка, у которой было своё убеждение и свой идеал нравственности. Отечество в опасности — и она решительно встала на его защиту. Сколько таких девушек пошли тем же путём самоограничения, жертвенным путём! В самой Алексеевке их насчитывались десятки и десятки. Это было удивительное поколение.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите на
Авторы:Анатолий Кряженков
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоВчера, 10:54
Вячеслав Гладков: белгородские школьники получили 600 путёвок на родину Деда Мороза
Материал
ОбществоВчера, 09:25
Белгородцы смогут принять участие в зимнем сезоне Всероссийской акции «БумБатл»
Материал
Общество3 декабря , 10:22
Вячеслав Гладков рассказал о выделении 130 млн рублей на выплаты многодетным семьям