— Юля Иосифовна, считается, что во времена вашей молодости стать комсомольцем было почётно и ответственно.
— Да, это так. Меня принимали в члены ВЛКСМ (сокращённо комсомола) на заседании бюро райкома молодёжной организации. Это было в 1958 году. Я училась тогда в школе. Надо было зарекомендовать себя успевающим старшеклассником, участвовать в общественной жизни, знать Устав ВЛКСМ, разбираться в текущей политике. На приём шли как на экзамен. Нас сгрудилось в коридоре несколько человек. Знали, что могут задать самые неожиданные вопросы. Заходили по одному. У вышедших тревожно интересовались вопросами. Мысленно повторяли ответы. Особенно твердили про себя формулировки Устава.
Меня спросили о некоторых положениях Устава и по чьей инициативе создан комсомол. Спросили о моей общественной работе. Я была тогда отрядной вожатой пионеров и участвовала в школьном драмкружке. Словом, приняли. Радостной, вышла в коридор, а потом по дороге домой про себя напевала: «И снег, и ветер, и звёзд ночной полёт, меня моё сердце в тревожную даль зовёт…». Так рождалась душевная энергия, гордое осознание своего членства в молодёжном сообществе. Мы, вступающие в жизнь, прониклись убеждением, что комсомол — это самый инициативный и энергичный отряд молодёжи. Самый авангардный во всём — в учёбе, труде и общественных делах.
— Как я понимаю, это убеждение повлияло на дальнейшее тесное приобщение к молодёжному движению.
— Вообще‑то я такой задачи перед собой не ставила. Всё складывалось само собой. После окончания средней школы я оказалась за пределами Алексеевки, трудилась на одном из предприятий Луганска, но по семейным обстоятельствам вернулась в родной город. Начала работать старшей пионервожатой в нынешней средней школе №4, меня избрали секретарём учительской комсомольской организации. Как и положено, дали разные поручения. Одно из них — член жюри смотра-конкурса художественной самодеятельности пионерии. Была исполнительной, как требовал Устав ВЛКСМ. Все поручения выполняла усердно. Не появлялось и мысли о каком‑то послаблении, сделать ради отчёта, как говорят, во имя галочки в ведомости.
Может, поэтому избрали членом бюро, затем нештатным секретарём райкома комсомола. На общественных началах возглавила культмассовый сектор. В аппарате райкома такой единицы не было. Занималась организацией содержательного досуга молодёжи. Тогда в моду входили КВНы, конкурсы «А ну‑ка, девушки!», «А ну‑ка, парни!».
Хлопотное, но и увлекательное это дело. Непросто было выявить сообразительных и умеющих держаться на сцене, а из них собрать команды. Зато душа радовалась, замечая, как участники ревностно готовятся к выступлениям, как они сплочены на конкурсе и просто одержимы в победе. А группы поддержки в зале тоже заражены этим же стремлением. Мы видели, как проявляются эрудиция, сноровка, находчивость, юмор. Эти качества вспыхивали, подобно искрам. Вспоминаются просветлённые лица, восторг болельщиков, вызванный удачным выступлением своей команды. И самое главное — юноши и девушки настраивались на позитив. А призы… иные приходилось покупать за свои деньги.
— Предполагаю, что такая увлечённость и активность не могли остаться без пристального внимания районного комсомольского штаба.
— Так и оказалось. В 1964 году меня назначили заведующей отделом учащейся молодёжи и пионеров. В то время обком комсомола ориентировал нас на организацию досуга сельской молодёжи. Эта категория юных сельчан была обойдена общественным вниманием. Вот я и занялась организацией летних колхозных лагерей учащейся молодёжи. По сути с мая до конца лета не бывала дома. Всё по сёлам да по сёлам. Поддерживали мои старания секретарь райкома КПСС Пётр Асташонак, специалисты районного отдела народного образования Александр Меканин, Валентина Павлий. Инспектор Алексей Грачёв сам звонил: «Юлечка, собирайся!». Я уже была готова выехать в село. Мне было интересно общаться с сельской молодёжью, она располагала к себе доверчивостью и непосредственностью. Очень хотелось улучшить её отдых. Добиралась в сёла на УАЗике, на мотороллере, даже на подводе. Не останавливала и непогода. За сезон создали 18 колхозных лагерей. Оказалось, что это лучший результат в области.
— Не окрепло желание посвятить себя комсомольской работе?
— Да не было у меня никаких карьерных соображений. Мне по душе было общение с молодёжью. В райкоме и обкоме комсомола это расценили по‑своему. Для повышения квалификации в сентябре 1964 года меня направили на учёбу в Центральную комсомольскую школу при ЦК ВЛКСМ в Москве. Там я прошла хорошую и незабываемую практику. Меня назначили старостой пятой группы, а это значит «навесили» дополнительную ответственность. Мне приходилось отвечать не только за посещаемость занятий, но и заботиться об организации культурного досуга сокурсников. Побывали в театре Ленинского комсомола, огромное впечатление оставила панорама «Бородинская битва», картинная галерея имени Пушкина, другие достопримечательности, встречались с трудовыми коллективами. Всё надо было согласовать и организовать.
— Из столичной комсомольской школы прямая дорога к молодёжному лидерству. Было такое ощущение?
— Я вернулась из Москвы в сентябре 1965 года и занялась прежними обязанностями. Вела тот же отдел учащейся молодёжи и пионеров. Позже узнала, что обком комсомола хотел рекомендовать меня первым секретарём в несколько районов. Отстоял Григорий Туренко — первый секретарь райкома компартии. Он возражал: « Не забирайте наши кадры. Нам они здесь нужны». В сентябре 1966 года меня избрали первым секретарём райкома ВЛКСМ.
— Комсомольская жизнь многогранна и эмоциональна? Что более всего запомнилось из тех ответственных годов, когда вы возглавляли алексеевское молодёжное движение?
— Вы правы, всё перечислить невозможно. В то время в районе было 150 первичных комсомольских организаций, в которые входило около 12 тысяч юношей и девушек, а в штате нашего райкома состояло 10 человек, включая водителя и техничку. Без поддержки актива, органов общественного самоуправления мы бы мало что сделали. С нами взаимодействовали нештатные инструкторы и члены бюро райкома, старшие пионервожатые-производственники, совет пионерской организации.
Мы создали ученические производственные бригады в колхозах имени Чапаева, «Родина», имени Свердлова. Организовали соревнование за звание молодёжных бригад коммунистического труда. Сегодня это может вызвать у читателей улыбку. Но так было, и было настроение комсомольцев добиваться высоких результатов в труде и показывать пример в общественной жизни. Можно расценить это как наивное стремление. Но упрекнуть не за что, поскольку мы стремились к уважительному отношению к труду и к взаимоподдержке, доброжелательности в обществе. Так закладывалась основа вступающих в жизнь, юных граждан страны. И что тут порочного, особенно если посмотреть на сегодняшние идеалы, в которых главное — карьера, бизнес, что подразумевает деньги, меркантильность, рвачество? Разве это сплачивает общество?
Может, я слишком категорична в своих суждениях. Просто я представитель того поколения, для которого дороги прежние нравственные ценности.
Действовал комсомольский патруль, который выходил в рейды по охране общественного порядка. Вместе с сотрудниками милиции парни дежурили по вечерам в общественных местах. Нарушителей привлекали к ответственности. Замечали факты расхлябанности и безответственности в хозяйственных делах. Результаты рейдов отражали в стенной газете «Комсомольский прожектор». Знаю, что карикатурные изображения нарушителей порядка в этой газете становились предметом общественного обсуждения.
Создали штаб старшеклассников во главе с Валерием Фроловым. Это объединение помогало проводить разные комсомольские мероприятия, прежде всего весёлые, шумные и резонансные КВНы. Помнится, как со всем активом празднично отметили 50-летие комсомола. На ура прошёл концерт в районном доме культуры. Было организовано факельное шествие по улицам города и митинг на площади Победы у памятника Владимиру Ленину.
Хочу подчеркнуть, что молодёжное движение оставило значимый след в истории Алексеевки и всей страны. В его рядах воспитывали достойных граждан. Напомню, как говорилось об этом в Уставе: «Показывать пример в труде, учёбе, воинской службе, беречь социалистическую собственность, активно участвовать в ускорении научно-технического прогресса, охране окружающей среды, совершенствовать свою квалификацию, соблюдать трудовую и государственную дисциплину».
Разве это не достойно уважения? Дополню, что молодёжные труды и заботы сплачивали нас, и чувство солидарности осталось на всю оставшуюся жизнь. Неспроста в песне о комсомольцах-добровольцых есть слова: «Мы сильны нашей верною дружбой…».