— Ирина Викторовна, лето — пора туризма. Все, кого одолевает охота к перемене мест и «щемящее чувство дороги», собираются в путь. Что сегодня привлекает детей в туризме?
— Как и прежде, в туристских объединениях ребята овладевают навыками походной жизни, приобретают опыт общественных и личностных отношений. Они учатся «выживать» в сложных экстремальных ситуациях, преодолевать естественные препятствия. Туризм — очень интересное и полезное для здоровья занятие. Все участники похода получают массу позитивных эмоций, они не только преодолевают все препятствия, которые преподносит им природа, но ещё и восхищаются ею. Лучше не скажешь, чем в нашей песне: «была бы прочна палатка» и «был бы не скучен путь». По большому счёту туристическая наука нужна для полнокровной жизни.
— По плечу ли детям маршруты взрослых?
— Мы действуем по своим программам развития детского и водного туризма. В рамках этих проектов 2600 участников совершили однодневные походы и походы выходного дня по территории городского округа. Выбираем наиболее содержательные маршруты, один из которых проходит вдоль Тихой Сосны через Колтуновку, историко-культурный центр «Удеревка», затем сворачивает в музей Н.В. Станкевича и зону отдыха «Рыбацкий хуторок». Другой проложен через Ильинку, мемориал в Подсереднем, памятные места Иловки. Кроме того, наши воспитанники ежегодно участвуют в походах различной категории сложности. В Воронежской области мы посещаем излюбленное детьми Дивногорье, где находятся музей-заповедник, мужской монастырь, каньоны и меловые отроги. Побывали также в районе города Сочи Краснодарского края. Там ознакомились с уникальными природными объектами национального парка, полюбовались горнолыжным курортом, отдохнули в парке развлечений. В Крыму прошлись по галицинской тропе, увидели уникальные водопады, Бахчисарайский фонтан, посетили пещерный город Чуфут-Кале и Генуэзскую крепость. Главное — покорили гору Ай-Петри. С 2011 года школьники совершили 450 экскурсий по Белгородской области и по России.
— Понятно, что походным премудростям детей учат наставники. Кто они?
— Это педагоги-профессионалы Сергей Дьяченко, Юрий Витенко, Сергей Богданов, Геннадий Расторгуев и Ярослав Ляшенко. Они подскажут, что нужно в походе, как собрать рюкзак и подадут пример «выживания» на маршруте. Четыре из них удостоены отличительного знака «Турист России». Подобные стимулы есть и для воспитанников. Около 500 детей получили значок «Юный путешественник». Конечно, они выполнили определённые требования.
— У каждого туристического объединения накапливается свой опыт. Ребятам интересно сравнить его с другими?
— Для этого проводятся туристические слёты. Ежегодно в начале июня в лесном массиве села Иловка проходят такие соревнования. Более 150 участников, представляющих школы округа, собираются, чтобы продемонстрировать ловкость, выносливость, спортивные, туристические и творческие навыки. Продолжается это в течение четырёх дней. Одними из самых массовых мероприятий являются зимние лично-командные соревнования учащихся по спортивному ориентированию, которые требуют умения стоять на лыжах, чтения рельефа местности в различное время года и многого другого.
— Несомненно, туризм неразрывно связан с краеведением. Что характерно в этом направлении?
— В краеведческих объединениях учащиеся овладевают основами исследовательской работы, этнографией, фольклористикой, археологией и другим. Дети с интересом совершают исторические экскурсии, участвуют в викторинах, ведут научно-исследовательскую работу, организуют встречи со знатоками прошлого и старожилами, изучают памятные места как малой, так и большой Родины. Для воспитанников проводятся разнообразные краеведческие мероприятия, конкурсы и олимпиады, которые стали уже традиционными. Новый импульс в нашу деятельность внесли проекты «Обновление информационно-образовательного пространства школьных музеев Белгородской области» и «Ассоциации школьных музеев Белгородской области». В них разработаны образовательные маршруты, виртуальные уроки и экскурсии, а также уроки в формате видео и презентаций. Особенно актуально это стало в период временных ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией.
— Материалы краеведения, как правило, где‑то собираются и становятся опорой в дальнейших разысканиях…
— Наша особая гордость — комплексный музей дома детского творчества, созданный в 1995 году. В настоящее время в нём действуют пять разделов, которые составляют основной фонд. Вместе с воспитанниками, например, собраны предметы быта, игрушки из солёного теста в русских старинных костюмах, форма воинов Советской армии. Храним также документы и атрибуты пионерской и комсомольской организаций, альбомы, отражающие историю нашего учреждения дополнительного образования. В залах проводим познавательные уроки, экскурсии, выставки предметов, встречи с ветеранами войны и труда, конкурсы экскурсоводов, квест-игры. В прошлом году наша экспозиция стала победителем областного конкурса музеев образовательных организаций, а также победителем в одной из номинаций регионального фестиваля «Я в музее». Наши активисты являются дипломантами заочного конкурса на лучшее представление на портале Российской Федерации «История России в школьных музеях» в номинации «Из коллекции музея».
На набережной Тихой Сосны в Алексеевке воссоздан исторический комплекс под открытым небом «Партизанская деревня». Значительная часть экспонатов для временной мини-выставки в ней была взята из нашего музея. Здесь же наши знатоки проводят экскурсии. Активисты музея заинтересованно ведут работу по сбору материала о партизанском движении.
У нас целый стенд, отражающий достижения отдела в краеведении. В числе их только в прошлом году — первые места во Всероссийских конкурсах профессионального мастерства «Педагогическая копилка» и «Родина», в региональном фестивале школьных музеев и второе место в областном смотре-конкурсе школьных музеев. Нашей гордостью являются победители и призёры различных конкурсов Людмила Пивовар, Виктория Капустина, Екатерина Гетманская, Диана Кравченко и другие.
Не будет преувеличением, если скажу, что реализация образовательных программ позволяет нашему отделу вовлечь школьников в экскурсии, походы и прогулки, в исследование духовного наследия отчего края — алексеевской земли.