Согласно Конституции РФ, граждане могут направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В обращении в письменной форме гражданин должен указать следующее:
1) наименование органа, в который направляется обращение, либо ФИО или должность лица, к которому он обращается;
2) свои фамилию, имя и отчество (последнее — при наличии);
3) почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ или уведомление о переадресации обращения;
4) суть предложения, заявления или жалобы.
Также необходимо проставить личную подпись и дату.
В обращении в форме электронного документа необходимо указать свои фамилию, имя, а также адрес электронной почты либо использовать адрес (уникальный идентификатор) личного кабинета на Едином портале госуслуг, по которым должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.
Обращения граждан подлежат обязательной регистрации в течение трёх дней с момента поступления и разрешаются, как правило, в течение 30 дней со дня их регистрации, а не требующие дополнительного изучения и проверки — 15 дней.
По определённым обращениям отдельных категорий граждан установлены иные сроки разрешения. Так, по обращениям ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны при нарушении их прав и свобод эти сроки составляют соответственно 15 и 7 дней. Кроме того, обращения в органы прокуратуры могут поступать в ходе личного приёма граждан.
В органах прокуратуры области приём проводится в течение всего рабочего дня ответственными сотрудниками согласно графику.
При личном приёме гражданин обязан предъявить документ, удостоверяющий его личность. Есть категории граждан, которые пользуются правом на приём в первоочередном порядке.
В каждой прокуратуре устанавливается ящик «Для обращений и заявлений», который размещается в доступном для заявителей месте.
Ответ на обращение (запрос) направляется в форме по электронной почте и по почтовому адресу.
Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении принимается в 10-дневный срок со дня поступления обращения.