В настоящее время в городе сложилась ситуация, которая бывала, когда берега Тихой Сосны по улице Мостовой соединял деревянный мост. Его сносило половодьем. А нынешняя железобетонная переправа разобрана. Почему? Интересно обратиться к истории моста.
Глядя сегодня на спокойное течение Тихой Сосны, алексеевец с трудом может представить, что происходило на реке во время половодья более ста лет назад... «Памятная книжка Воронежской губернии на 1896 год» сохранила примечательные пометки. В 1890 году Тихая Сосна вскрылась 18 марта, в 1891-м — 17 марта, в 1892-м — 27 марта, в 1893-м — 5 апреля, в 1894-м — 7 апреля, в 1895 году — 25 марта. Подобное случалось и много лет позже в то же самое весеннее время.
Река вскрылась — это значило, что после бурного таяния обильных снегов воды в ней прибавилось, лёд поднялся, оторвался от берегов и тяжёлой лавиной пошёл вниз по течению. Пористый монолит ломался, крошился, с шумом и скрежетом полз по вышедшей далеко из берегов водной стихии. Затопляло Центральный стадион, волны плескались у насыпи железнодорожной ветки эфирокомбината (ныне компания «ЭФКО») и по всей пойме до улицы Космонавтов. Когда лёд оказывался толщиной до полуметра и более, он шёл сплошной массой и крушил всё на своём пути. Досужие алексецы — а многие бросали дела ради захватывающего зрелища — высыпали на берег и наблюдали за возбуждённой рекой. Иные рисковали «прокатиться» на льдине, заскакивали на неё, проплывали и спрыгивали.
Летом иная картина. В начале 1950-х годов излюбленное место ловли рыбы у подростков было под мостом. На рассвете они уже на ногах. Ведь главное — попасть на речку пораньше и успеть захватить самые «счастливые» места на «быках» — дубовых сооружениях для предохранения опор моста от ледового напора. Спускаться приходилось по гладко вытесанным брёвнам — на шее болтается банка с червями, одна рука занята удочками. Нужна была подлинно обезьянья цепкость, чтобы не сорваться в воду. Наконец, ноги касались основных брусьев быка — и вот оно, желанное место. Быстро разматывались удочки, на крючки насаживались извивающиеся червяки, плевок на каждый «на счастье» — и ловля начиналась. Огольцам попадались окуньки, плотвичка, ерши. Всё то, что достаётся и сегодня терпеливому рыбаку.
Центральный мост был наиболее оживлённым. По нему — кратчайший путь на железнодорожный вокзал, эфирокомбинат, в микрорайоны Николаевка и Дмитриевка. Правда, на Дмитриевку был перекинут мост с низкой посадкой, и его каждое половодье сносило. Николаевский сооружён уже в послевоенное время.
Центральное деревянное сооружение через реку по улице Мостовой часто выдерживало ледяной напор. «Быки» как волнорезы, ломали монолит, снижали силу ударов плывущей массы. В канун половодья Алексеевку будоражили взрывы: это сапёры перед мостом таким образом крошили лёд. Но выручало это не всегда. Агрессивный ледоход всё же сносил и «быков», и опоры моста.
В июле 1963 года газета «Заря» поместила карикатуру, на которой изображены парень с цветами и девушка по разным берегам реки. Свиданию препятствует сломанный мост. Ниже слова из популярной песни: «Мы с тобой два берега у одной реки». Резюме такое: «Восстановление моста через Тихую Сосну у эфирокомбината ведётся крайне медленно».
В 1964 году главная деревянная переправа в очередной раз была разрушена половодьем. Нетрудно представить, каково приходилось алексеевцам да и самой экономике города с конца марта по июль, пока не налаживали сообщение. Денег на восстановление моста не хватало ни в местном, ни в областном бюджетах. Власти района обратились за помощью в Москву, к Андрею Павловичу Кириленко — земляку, будущему дважды Герою Социалистического Труда, занимавшему высокий государственный и политический пост. Командировали друга его юности Алексея Шаповалова.
По воспоминаниям родственников Кириленко, тот встретил земляка вопросом на алексеевском диалекте «Чого ты прыихав?», чем сразу расположил к себе гостя, угостил его чаем, выслушал и сказал, как обрезал: «Леса я тебе не дам. Надо придумать что-то другое». Прошёл небольшой промежуток времени, и в Алексеевке начались изыскательные работы, а потом — строительство железобетонного моста, который открыли в 1967 году. Сооружал надёжную переправу Киевский мостостроительный поезд № 500.
Прочно бывает то, что на своём месте. Так и с мостом. Устойчивые опоры настолько основательно вросли в реку, что отпала необходимость в деревянных «быках». Когда страна разбогатела, нашлись средства на сооружение таких же железобетонных Николаевского и Дмитриевского мостов (1990 год). А тут и природа переменила норов. Зимы стали тёплыми и малоснежными. Лёд уже в марте оседает на дно реки. Половодье и ледоход ушли в область преданий.
Мост до нынешнего года был верен своему предназначению. По нему привычно двигался пешим ходом деловой и праздный люд, сновали грузовые и легковые авто. Надёжная «спина» моста отдыхала только глубокой ночью.
Однако и бетон имеет свойство изнашиваться, устаревать, то есть исчерпывать запас прочности. Пришла пора обновления главной переправы. В марте проезд по Центральному мосту перекрыли. Начался его капитальный ремонт. Работы ведёт белгородская компания «Автомост», строительный стаж которой 18 лет. Асфальтовое и бетонное полотно уже снято до самых опор. Ведётся монтаж новых конструкций, что продлится до августа следующего года.