Начальник отдела Государственного архива новейшей истории региона Татьяна Цыбенко поделилась некоторыми уникальными сведениями, которых хранятся в учреждении. Документы об Алексеевском районе с 1918 по 1954 годы были переданы на хранение Воронежским обкомом партии в Государственный архив новейшей истории области в 1954 году. Многие из них написаны ещё «химическим» карандашом, отчего прекрасно сохранились.
«Особая папка» заседаний бюро райкома за 1941 год наполнена документами, раскрывающими события, которые происходили в первые дни и месяцы Великой Отечественной войны на территории Алексеевского городского округа. Принцип ничего не оставлять врагу неукоснительно выполнялся. Техника перегонялась в тыл, если это было возможно. Если нет, то трактора, например, разбирали на месте и все запчасти разбрасывали по полям, чтобы потом найти и собрать вновь, или закапывали в землю, топили в реке. Скот перегоняли огромными стадами далеко в тыл.
Выписка из протокола заседания райкома ВКП(б) «О ходе перегона эвакуированного скота по Алексеевскому району» от 11 сентября 1941 года сообщает: «Работники райисполкома несерьёзно отнеслись к организации сопровождения скота, проходящего через Алексеевский район из прифронтовой полосы. Лошади и коровы подолгу задерживаются в Алексеевке, зачастую стоят без корма и водопоя, коровы не доятся».
Работа велась неудовлетворительно. Наблюдалось большое скопление скота, отправка задерживалась из‑за отсутствия погонщиков. На заседании отмечали: «Имеют место случаи потери скота в пути, обмен, коров доят от случая к случаю отдельные колхозники там, где останавливается гурт на отдых. Молоко используется лицами, выдаивающими коров». Райком постановляет: «Упорядочить работу по перегону скота, не допускать несовершеннолетних, выделить постоянных доярок, молоко сдавать пунктам маслосырзавода».
Вопиющий случай произошёл 22 июля. Об этом свидетельствует выписка из протокола заседания райкома ВКП(б) от 23 июля 1941 года «О задержке воинского поезда на перегоне станций Алексеевка — Мотома»: «Для сопровождения 234 лошадей были выделены три подростка, причём фамилии этих подростков в райисполкоме не известны. При перегоне партии лошадей через железную дорогу, испугавшись проходящего в это время поезда, лошади бросились бежать по путям железной дороги. Добежав до решётчатого моста, высотою в 8–10 метров, часть лошадей застряли в нём, образовав своими телами сплошной мост, через который другая часть лошадей перебежала на другую сторону моста, при этом пять лошадей разбились. Результатом этого стала 30 минутная задержка воинского поезда». Случай тщательно разбирался и виновные понесли строгое наказание.