Заря31

Алексеевский ветеран педагогического труда поделился с читателями воспоминаниями о своей карьере

14 ноября , 08:09ОбществоФото: Семейный архив Виктора Тучкова

Виктор Тучков рассказал как выбирал профессию, как становился в ней и как добивался успехов.

При вступлении в самостоятельную жизнь я не мучился выбором будущей профессии: уже знал, что буду учителем русского языка и литературы. Первую «практику» прошёл ещё в четвёртом классе: моя тётя попросила позаниматься с её дочерью (моей двоюродной сестрой). Та походила в школу совсем недолго, и нужных знаний не приобрела.

Начались наши занятия с диктанта. Из всего текста помню лишь одно предложение: «Ужи греются на солнце». Моя «ученица» выдала такой вариант: «Ужы грицу на сонци»...

Моего терпения (да, наверно, и знаний) хватило лишь на два месяца занятий.

Когда я перешёл в седьмой класс, в нашу Тютюниковскую семилетнюю школу пришла новая учительница русского языка. Это была Нина Пархоменко — по моему мнению, учитель «от Бога». Её уроки были настолько интересны, что я, как говорится, с головой окунулся в любимые предметы.

Восьмой класс я заканчивал в Сибири. А в девятый подал документы в Луценковскую среднюю школу. И какова же была моя радость, когда на первый урок литературы в класс вошла Нина Ивановна!

Быстро пролетели два года, отгремел выпускной вечер. Мы, вчерашние школьники, шагнули в самостоятельную жизнь. Не задумываясь долго, я подал заявление на филологический  факультет Белгородского пединститута. Успешно сдал вступительные экзамены и стал студентом.

Здесь мне опять повезло: в числе преподавателей были уже тогда известные в литературных кругах Иван Осыков, Николай Грибанов, Надежда Элиаш, Зоя Прокопенко. Да и по другим предметам не хуже: например, по истории — Иван Лихачёв

Окончив первый курс, я вынужден был по семейным обстоятельствам перейти на заочное отделение и искать работу. С этим проблем не оказалось: меня приняли учителем русского языка и литературы в Подсередненскую семилетнюю школу нашего района.

Через год была служба в армии, после — работа в Зварыкинской восьмилетней школе. Там я был физруком, вёл также технический труд, химию, физику и рисование.

Потом были долгие годы работы в редакции районной газеты, учёба в Ростовской высшей партийной школе, работа в аппарате городского комитета КПСС.

В 1984 году меня назначили директором вечерней средней общеобразовательной школы работающей молодёжи № 1. Позже — заведующим городским методическим кабинетом.

Диплом высшей партийной школы давал мне право преподавания общественных наук. Поэтому в 1987 году директор городской средней школы № 2 Василий Колядин предложил занять должность учителя истории в его школе. Я согласился и трудился там до 2003 года.

Здесь у меня был триумфальный 1994-й год: я стал победителем районного и областного этапов Всероссийского конкурса «Учитель года», представлял Белгородскую область на финальном этапе конкурса в Москве. Правда, выше звания лауреата  подняться не смог: лаврами увенчивали тогда только педагогов из Москвы и Ленинграда. Зато из рук тогдашнего министра образования Евгения Ткаченко получил нагрудный знак «Отличник народного просвещения Российской Федерации».

Как-то в одной из книг моего любимого писателя Николая Леонова, автора детективных произведений о сыщике Льве Гурове, мне встретилась такая фраза: «Любой человек, хоть недолго проработавший в школе, подтвердит: большего гадюшника, чем «педагогический коллектив», представить нельзя. Есть, наверное, исключения, но… Тем более, если коллегу любят ученики, если ученику и учителю на уроке интересно. Тогда точно сожрут». (Н. Леонов «Неслабое звено»).

Мне, видимо, везло: те коллективы, где я работал, характеризовались, как говорится, высоким уровнем морально-психологического климата. Особенно отличалась в этом плане средняя школа № 2. На «своём месте» было руководство школы — директор Василий Колядин, завучи Дмитрий Каширский, Ольга Ваховская, Мария Безбородых, Валентина Алейник, Василий Петров, зам. директора по воспитательной работе Раиса Литовкина, психолог Александра Фролова. Я постоянно ощущал дружескую поддержку своих коллег.          

Более того, в разные годы моей надёжной опорой на уроках и внеклассных мероприятиях были ученики — Таня Коваленко, Светлана и Дима Демиденко, Юра Чертоляс, Валентин Чайка, Аня Можарова, Оксана Харатян, Ира Кучмистая, Женя Мызников и многие другие. С ними действительно было интересно работать.

Вот такая сложилась здесь ситуация: умелое руководство умелым коллективом. В итоге школа стала лучшей в городе. Мне приходилось работать на подмене в средней № 4, в неполных № 5 и № 6, поэтому сравнивать было с чем.

Авторы:Виктор Тучков