Мирное небо над рабочим посёлком Алексеевка (такой статус имел нынешний город) восстановилось в январе 1943 года после геройской гибели сотен освободителей. Память о них запечатлена на братских могилах.
Мемориальные плиты на Никольской площади свидетельствуют о захоронении в братской могиле 274 бойцов и командиров Красной армии. Здесь же покоятся останки Героя Советского Союза, уроженца Алексеевки Василия Васильевича Собины. Начало мемориалу положило предание земле на бывшей площади III Интернационала бойцов продотряда, погибших от рук махновцев в феврале 1921 года. Центральной на площадке, вымощенной плиткой, является фигура воина с автоматом за плечами и каской в руках. Мемориал реконструирован в 1985 году. Обновление на средства фонда «Поколение» выполнено в 2014 году. Позже, в 2020 году, рядом с воинами-освободителями преданы земле останки сына полка, погибшего в Алексеевке от подрыва на мине уже после освобождения от фашистов. На месте захоронения в январе 2021 года установлен памятник юному красноармейцу.
На Центральном кладбище покоятся 542 воина, установлены имена 415 человек. После реконструкции в 1975 году братская могила выделяется 6-метровой стелой с орденом Отечественной войны в верхней части. К ней примыкает бетонная стена, на которой укреплены плиты с именами освободителей.
На Дмитриевском кладбище установлена остроконечная четырёхгранная стела, увенчанная красной звездой. У основания с трёх сторон размещены мемориальные плиты с именами 36 воинов, всего же в братской могиле преданы земле 42 человека. Одни из них погибли в июле 1942 года, другие во время боёв за Алексеевку в январе 1943 года. Мемориал сооружён к 9 мая 1996 года.
Воинское захоронение на кладбище Красного хуторка сооружено в 1989 году. К 10-метровой стеле в центре ведёт дорожка, вдоль которой установлены мемориальные плиты с именами 55 воинов. Они умерли от ран в местном госпитале в мае-ноябре 1943 года.
У каждого из погибших — своя судьба, своя семья, своя малая родина. Они отдали самое дорогое — жизни в боях за мирное бытие на берегах Тихой Сосны. На алексеевской земле нашли свой последний приют воины разных званий — от рядового до подполковника. Они уроженцы многих городов и сёл многонациональной страны. На братской могиле Центрального кладбища рядом с русскими фамилиями И. Багрянцев, П. Морозов или украинскими — В. Перепятько, И. Фенюк соседствуют А. Бекматуров, А. Гофштейн, Кшужибари, Ш. Одисинаев, Р. Худайбаронов, К. Юлданов. И каждый достоин памятного слова. Мы назовём некоторых из них.
В братской могиле на Никольской площади Алексеевки похоронен лейтенант Асхат Леукаевич Жабоев. До службы в армии он работал корреспондентом республиканской газеты «Социалистическая Кабардино-Балкария». Офицер совершил подвиг в стремительном сражении на Дону и был награждён орденом Красного Знамени. В ходе Острогожско-Россошанской операции во главе разведывательной группы действовал отважно и дерзко. В короткий срок был отмечен орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени.
18 января 1943 года под его началом группа разведчиков отправилась на задание уточнить вражескую оборону на подступах к посёлку. Вместе с ним в темноте осторожно шли русский Селиванов и украинец Политько. Враги всё же обнаружили разведчиков и обстреляли из автоматов. Жабоев был ранен в ногу, всё же попытался обезоружить ползущего навстречу немца. Но тут, будто из-под земли, выросли три вражеские фигуры. Двоих смогли уложить из автоматов Селиванов и Политько, третьего связали, но не успели помочь Жабоеву. Он скончался, простреленный автоматной очередью. Его друзья притащили двоих немцев, которые дали ценные сведения.
Об одном из отважных воинов рассказала газета «Заря» 16 января 1973 года в публикации «Терек — Тихая Сосна». Письмо в редакцию из Кабардино-Балкарии прислал капитан в отставке Виктор Дмитриевич Рязанов. Автор поведал, что выпускник средней школы города Терек Иван Иосифович Артёменко, ставший офицером-артиллеристом, прислал домой открытку со словами: «Здравствуйте, дорогие родители, братья и сёстры! Примите от меня чистосердечный привет. Живу прекрасно». Эта открытка оказалась единственной за подписью командира батареи.
Следующее сообщение родителям было написано другим почерком: «Ваш сын, старший лейтенант Артёменко Иван Иосифович, в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит и похоронен в с. Алексеевка того же района». Следом в Терек пришло письмо, закапанное слезами: «Здравствуйте, дорогие родители Вани Артёменко! Я знаю вас через вашего сына Ваню. Мы на фронте с ним сильно подружились. Такого хорошего человека, как Ваня, я в жизни не встречала. И вряд ли больше встречу. Ваня очень крепко громил гитлеровских людоедов своими пушками. Он погиб смертью героя»». Так писала Мария Зайцева и обещала вернуть родителям фронтовую фотографию их сына, но не смогла, погибла в бою сама.
В результате Острогожско-Россошанской наступательной операции германские части, их венгерские, итальянские пособники были окружены и разгромлены на правобережье Дона. Войска Красной Армии в январе 1943 года, освободившие Алексеевский и Красненский районы, продвинулись на запад на 140 км, разгромили 15 дивизий, нанесли поражение 6 дивизиям, венгры и итальянцы потеряли около 50 тысяч убитыми, взято в плен 86 тыс вражеских солдат и офицеров. Итальянцы после этого разгрома полностью выбыли из войны на востоке.
Если в известной песне о парящих в небе белых журавлях — душах павших воинов предполагается их широкий фронт, то следуя этому же видению, на земле они выстроились бы в нескончаемую шеренгу. Такую шеренгу образовали бы освободители, погибшие в боях за Алексеевку.