Педагог-психолог Елена Ярцева рассказала о причинах тревожного состояния детей. По её словам, количество малышей, которые в три года упорно молчат, стремительно увеличивается.
Раньше первые слова ребёнок мог произносить до года, фразы формировались примерно к полутора годам, а умение говорить – к 2–2,5. Речь — явление социальное, и оно появляется по подражанию.
«С ребёнком нужно постоянно разговаривать, „оречевляя“ все свои и его действия. Если малыш слышит неправильную речь, с ним сюсюкают или у взрослых у самих проблемы со звукопроизносительной стороной, это скажется на том, как он будет в дальнейшем произносить звуки», — отметила специалист.
К нарушению речи ведут также родовые травмы, кесарево сечение, гипоксия плода, сложная беременность, травмы головного мозга на первом году жизни, плохая экология и неправильное питание. Надо отметить и то, что родителям часто некогда разговаривать с ребёнком, играть с ним, поэтому его чуть ли не с младенчества сажают к компьютеру или же дают в руки телефон, а там – игры и мультики. Мало того, что речь не развивается, словарный запас не увеличивается и фразы не совершенствуются, так еще и живёт он в нереальном мире.
«В первую очередь родители должны разговаривать со своим ребёнком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевания-раздевания, игры, прогулки и т. д. Говорите о том, что вы делаете, что видите, что делает он сам, что делают другие люди вокруг и что видит ваш малыш», — порекомендовала Елена Ярцева
По её словам, с детьми нужно разговаривать правильно построенными предложениями и фразами. Длина предложений должна быть на 1–2 слова больше, чем у ребёнка. Спрашивать ребёнка о чём‑либо необходимо посредством открытых вопросов. Это позволит стимулировать малыша к использованию нескольких слов для ответа.
Пока ребёнок отвечает на вопрос, нужно стараться выдерживать паузу. Также стоит учить малыша формулировать короткие рассказы.
«Если ваш ребёнок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5–6 простых слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их малышу. Дайте возможность ему повторить эти слова. И не ждите, что ребёнок произнесёт их сразу же и отлично. Воодушевите и продолжайте их заучивать, при этом каждый день, занимаясь, добавляйте новые слова», — посоветовала психолог.
При формировании речевого аппарата малыша нужно использовать слова, которые он знает. Все занятия должны проходить в игровой форме.