Афанасьевка — одно из старейших сёл Алексеевского городского округа. О его основании писали много краеведов, и их выводы о дате зарождения и происхождении названия несколько разнятся.
Если с датой первого поселения — 1669 год — вопросов не возникает, то с именем села некоторая путаница. Основных версий две: по имени первопоселенца Афанасия Вихрова и по имени святого, в честь которого была освящена церковь. Вторая версия менее устойчивая, хотя бы потому, что населённый пункт мог многие годы существовать без церкви, что мы и находим в архивных документах 1673 года: в Усёрдском уезде — «деревня Афонасьевская».
Рассеять сомнения нам поможет документ из Российского Государственного архива древних актов, он называется «Строельная книга крепости Усёрд». В этой книге имеется раздел «В каком уезде кто именно испомещён и сколько кому четвертей и денег дано». Находим в этом довольно увесистом деле три записи, имеющих отношение к Афанасьевке.
Все записи датированы 1669 годом и повествуют нам об «испомещении» служилых людей на новом месте. Первым прибыл на это место Мартын Фёдоров сын Сонин, ему в оклад положено 200 четвертей земли (около 100 гектаров) и 10 рублей денег. Размер оклада говорит о довольно высоком служебном положении первопоселенца. В документе указано место «испомещения», а именно под Афанасьевым лесом. Две другие записи повествуют о подселении к первопоселенцу двух групп сослуживцев, им в оклад положено по 50 четвертей и по 5 рублей денег, все они поселены под Афанасьевым лесом, среди них имеется и Афанасий Вихров.
Документ даёт полное право трактовать названия села от местности, то есть Афанасьевого леса. Если бы от первопоселенца, то быть селу Сониной или Сонинкой, а Афанасий Вихров причастен к имени села только своим именем.
В этом году Афанасьевке исполняется 350 лет, и по этому поводу стоит упомянуть основателей села: Мартын Сонин, Макар Зенин, Никита Сонин, Семён Костенников, Лукьян Валуйский, Афанасий Вихров, Савелий Гвоздев, Григорий Венюков, Дорофей Рощупкин. От Афанасьевского леса уже к середине 19 века почти не осталось следа, но имя своё он оставил прекрасному селу, которое отпразднует ещё не один многолетний юбилей.