Local Logo
Новости Алексеевского городского округа и Красненского района Белгородской области
99.94
-0.05$
105.46
-0.25
+2 °С, облачно
Белгород

Тенор Большого театра. Как уроженец Алексеевки стал учителем для Фёдора Шаляпина

18 декабря 2023, 18:30ОбществоФото: Г. В. Трунова

Краевед и журналист Анатолий Кряженков описал жизненный путь известного земляка Дмитрия Усатова.

Великий артист Фёдор Иванович Шаляпин до конца своих дней добрым словом поминал учителя: «Он иногда похваливал меня, иногда строго распекал. Я всегда внимательно и с любовью слушал поучения этого человека, который вытащил меня из грязи, бескорыстно отдавал мне свой труд, свою энергию и знания». Признательные слова адресованы Дмитрию Андреевичу Усатову (1847-1913), человеку, чьё детство связано с алексеевской землёй.

Артистическая карьера

Андрей Иванович и Ульяна Даниловна Усатовы недавно вернулись в родную Алексеевку из Петербурга. Их в детстве увезли в столицу для участия в хоре графа Д. Н. Шереметева. Когда же «спали с голоса», на сцене им места не оказалось.

Бывшим артистам, привыкшим к столичному обхождению, не нравились босяцкие замашки сына. В Алексеевке озорной Митя попал под влияние соседских друзей-товарищей. А отец и мать старались увлечь его уроками в певческой школе. Потому Андрей Иванович за ослушание иной раз для наказания неторопливо доставал заготовленные на лавке лозины, а Митя всё ниже опускал голову...

Школу Митя всё же окончил и не просто так, а с похвалой наставников. Это была вторая половина XIX столетия. Теперь мальчику предстояла проторенная родителями дорога — в Петербург для пополнения капеллы графа Д. Н. Шереметева. Музыкант Г. Я. Ломакин, руководивший певческим ансамблем вельможи, вспоминал: «Маленькие и большие голоса выписывались каждые три года из Малороссии, из имений Д. Н. Шереметева. А по мере изменения голосов мальчики отправлялись обратно в слободу Алексеевку с вознаграждением в 50 рублей. Выдающиеся таланты делали себе артистическую карьеру…».

Подросший Митя отмерил первые шаги к тому, чтобы сделать себе «артистическую карьеру». Время тому потворствовало. Вместе с родителями юношей вышел из крепостного состояния и мог распоряжаться своей судьбой. Он поступил певцом в хор Петербургского оперного театра, а в 1868 году — в столичную консерваторию. Обучался в оперном классе лучших музыкальных наставников-певцов, приглашённых в Россию из Европы, Пьетро Репетто и Камилло Эверарди. С третьего курса получал стипендию имени Александра Даргомыжского.

Консерваторию окончил с малой серебряной медалью в 1873 году. Тогда-то и началась певческо-артистическая карьера Дмитрия Андреевича. Дебютировал в Харьковском оперном театре, выступал на этой сцене менее года, а возвратился сюда в 1876 году. Исполнил партию Элеазара в опере «Жидовка» Жака Галеви, тогда впервые в городе прозвучала еврейская молитва, которая прежде была запрещена. В этом же театре ему аплодировали в 1884 году.

Разъездная музыкальная жизнь уводила в разные уголки Российской империи. С перерывами несколько сезонов Усатов пел в Киеве. В марте 1874 года его восторженно приняла публика на симфоническом концерте при исполнении сольных партий в «Реквиеме» Моцарта. В Казани организовал оперное товарищество, в 1878 году его труппа поставила там оперу «Нижегородцы» Эдуарда Направника. В разных частных театрах, у разных антрепренёров выступал в Астрахани, Саратове, Нижнем Новгороде, где набирался сценического опыта.

На московской сцене

Молва о даровании Усатова дошла до Москвы, и в 1880 году его пригласили в Большой театр. Дебютировал в партиях Фауста в одноимённой опере Шарля Гуно и Радамеса — в «Аиде» Дж. Верди. На московской сцене он стал первым исполнителем партии Ленского в опере «Евгений Онегин» Петра Чайковского. На премьере публика долго аплодировала певцу за предсмертную арию.

Чайковский высоко ценил голос певца. Усатову было предложено также первое исполнение партии Андрея в опере «Мазепа». По мнению маэстро, певец «был вполне превосходен» в исполнении партии Вакулы в опере «Черевички». В 1884 году Чайковский посвятил ему романс «Смерть» на слова Дмитрия Мережковского.

В Большом театре лучшими в исполнении Усатова были партии графа Альмавива в «Севильском цирюльнике», Альфреда в «Травиате», Иоанна Лейденского в «Пророке» Дж. Мейербера и другие. Вообще Усатову доверяли все партии лирического и лирико-драматического тенора. Публике нравился его хорошо поставленный голос приятного тембра.

Журнал «Всемирная иллюстрация» в 1882 году признавал: «Дмитрий Андреевич Усатов — питомец и лауреат петербургской консерватории, но громадным успехом в развитии своих от природы небольших голосовых средств он обязан исключительно своей неутомимой энергии и работе. Методично развивая свой голос, симпатичный певец увеличил его до замечательной силы, владея им мастерски».

 В 1887 году Усатов получил звание артиста императорских театров. Музыкальный критик и педагог Семён Кругликов вторил «Всемирной иллюстрации»:

«Усатов — наш лучший тенор, умело пользующийся некоторыми приёмами итальянских певцов. Очевидно, Усатов много и усердно работал над своим голосом. Мы помним его только что вышедшим из Петербургской консерватории. Какой у него был тогда жидкий, дряблый и как бы разбитый тенорок. Трудно было предположить, что с таким голосом можно достичь таких блестящих результатов».

На знаменитой сцене Усатов блистал почти десять лет. О былой артистической славе Дмитрия Андреевича сегодня свидетельствуют экспонаты музея Большого театра, которые автору этих строк довелось рассмотреть.

«Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни ...» — на снимке Усатов исполняет роль Ленского (сюртук, котелок) в опере «Евгений Онегин». Вот он держит белое знамя с крестом: Иоанн в «Пророке».

Фонды хранят и его бытовые портреты, запечатлённые московскими фотографами Конарским, Дяговченко, Труновым, Александровским. Облик в духе того времени — жилет с цепочкой, белый галстук-бабочка, кудрявые волосы и залихватски закрученные усы.

Возможно, певческая слава Дмитрия Андреевича выросла бы до всероссийской. Но семейные обстоятельства сбили его с обнадёживающего пути. Врачи обследовали заболевшую жену, певицу Марию Петровну, в девичестве Теренину, и посоветовали найти благодатный климат. Выбор был один — на юг. Так семья Усатовых с сожалением покинула Москву и обосновалась в Тифлисе...

Обучал бесплатно

Здесь весной 1892 года к Дмитрию Андреевичу с просьбой брать уроки музыки обратился высокий и неуклюжий на вид юноша со светлыми глазами. Учитель пения пригласил гостя в зал, сел за рояль и заставил исполнить несколько арпеджио. Шаляпин спел хорошо. Дмитрий Андреевич, зная о его безденежье, предложил юноше обучаться у него бесплатно.

Опытный музыкант, он уловил задатки молодого Шаляпина. Конечно, не мог предположить, до какой творческой высоты взойдёт звезда ученика, но выделял его среди других начинающих певцов.

 Об этом позже Фёдор Шаляпин с благодарностью вспоминал в мемуарах «Страницы из моей жизни». Приготовления к учёбе в консерватории, музыкальное образование великого артиста завершилось в классе Дмитрия Андреевича. Отсюда, из Тифлиса, с 1893 года началось восхождение Шаляпина к вершинам славы.

А Усатов стал известен в Тифлисе, занимался преподавательской работой, был профессором музыкального училища. Организовал также домашнюю оперную студию, в которой и начал учиться Шаляпин. Вообще Дмитрий Андреевич способствовал становлению местной оперной школы, увлечённо вёл музыкальную просветительскую работу в Грузии.

Записал свой голос

В конце 1903 года Усатов переезжает в Ялту по состоянию здоровья жены. И на новом месте певец и наставник занимается педагогической деятельностью. Дмитрия Андреевича навещали известные в России композиторы Антон Аренский, Александр Глазунов, Александр Спендиаров.

В то время к Шаляпину приходит шумный успех. Публика аплодирует его выступлениям на петербургской сцене. И на юг летит телеграмма за подписью великого певца: «Дорогой учитель! Спевши блестяще свой концерт, с искренним чувством любви вспоминаем дорогого Дмитрия Андреевича и пьём за его и супруги его здоровье!».

Ещё «Всемирная иллюстрация» отмечала: «Кроме достоинств певца, г. Усатов имеет право на звание композитора: он издал до 50 романсов, обличающих сведущего гармониста». Эти музыкальные миниатюры написаны на слова Ивана Никитина, Тараса Шевченко, Алексея Кольцова, Ивана Сурикова. Из них Шаляпин исполнял «Бедность», «Думы мои», «Дуют ветры», «Лес», «Современный романс», «Трудящемуся брату».

Деятельный по натуре, строптивый по характеру, Усатов в Ялте не доживал свой век, а жил полнокровной жизнью. Его отличали по внешнему виду: невысокий, полноватый, держащийся с особенным достоинством, подвижный, как ртуть.

Дмитрий Андреевич занимался благотворительностью. Как гласный городской думы многое сделал вместе с врачом П. П. Розановым для Ялты. Он добился благоустройства улицы Пушкинской, выступал с предложением санации Набережной. При этом обвинял думу и городского голову в медлительности при решении насущных вопросов городской жизни.

Усатов тесно общался с местной интеллигенцией, среди которой были и композиторы, и писатели. До конца своих дней выступал в оперных и концертных постановках Фанни Татариновой — ученицы Полины Виардо. На дачу Капитолины Иловайской, где жил Антон Чехов, посылал писателю вино и приглашение на обед, написанное торопливым почерком. Приходил сюда же, чтобы с хозяйкой обсудить рассказ Чехова «Душечка», написанный в этом доме. Прочитав «Душечку», «всё-таки не смягчился нравом и по-прежнему ромит и ругается, хотя уверяет, что она произвела него впечатление», — писала Иловайская.

Оперный певец одним из первых в России записал свой голос на фонограф. На восковой цилиндр — самый первый звуковой носитель — в 1890-е годы была запечатлена стретта (наложение одного голоса на другой) Манрико из оперы Дж. Верди «Трубадур». Голос тенора записан в сопровождении фортепиано.

Дмитрий Андреевич скончался в 1913 году и похоронен в Ялте. В том же году на его могиле побывал Шаляпин.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоВчера, 14:37
Вячеслав Гладков – о выплатах жителям за утраченное жильё из-за обстрелов
Материал
ОбществоВчера, 12:12
За четыре года руководства регионом Вячеслава Гладков кардинально изменил социальную политику
Материал
Общество17 ноября , 14:42
Вячеслав Гладков: Белгородский театр кукол получил Премию Министерства культуры РФ