Local Logo
Новости Алексеевского городского округа и Красненского района Белгородской области
91.69
+0.00$
98.56
+0.00
+7 °С, ясно
Белгород

Как рыба в воде. Как водолазы Алексеевской поисково-спасательной станции делают свою работу

3 апреля , 15:48ОбществоФото: Александр Панченко

Корреспондент «Зари» побывала на рабочем месте специалистов и посмотрела на всё своими глазами.

…Мы с фотокорреспондентом Александром Панченко стоим на пирсе напротив здания Алексеевской поисково-спасательной станции. Сегодня здесь будет проводиться тренировочный спуск штатных водолазов организации. Мне жутко интересно и волнительно, об этой редкой профессии, которая по опасности находится на втором месте после космонавта, до этого знала только понаслышке, и вот она — уникальная возможность увидеть работу этих людей. Одна беда — погода сегодня явно не задалась: со всех сторон продувает ледяной ветер, спрятаться негде, да ещё и с неба срывается моросящий дождик. Решаем зайти погреться в здание, заодно посмотреть, как готовятся профессионалы.

Фельдшер станции Лариса Падалко оценивает здоровье водолазов Александра Бородина, Юрия Рубанкина и Сергея Березенко, каждому измеряет давление. К последнему — пристальное внимание, ведь погружаться в воду сегодня будет он. Давление 110 на 70, для молодого мужчины астенического телосложения — в пределах нормы. Допуск к работе получен, Сергей Иванович отправляется в специальную комнату, чтобы надеть костюм водолаза. Остальные следуют за ним, чтобы помочь, — самому справиться с двенадцатиболтовым снаряжением невозможно.

Нелёгкая ноша!

И вот Сергей Березенко в полном обмундировании выходит на улицу. На нём «сухой» костюм, его надевают только в холодное время года на тёплые вещи. Он поддерживает теплоизоляцию и предотвращает попадание воды внутрь. Также на водолазе специальные галоши, перчатки, шлем с манишкой, на лице — полумаска, которая закрывает нос и глаза, ко рту подведён загубник, через который специалист дышит. В маску встроено переговорное устройство. Юрий Рубанкин и Александр Бородин закрепляют поясом на товарище грузы, вес их — около 20 кг. Благодаря им водолаз сможет занять устойчивое и удобное для работы положение под водой.

Сзади к водолазу пристёгивают баллон с воздухом, рассчитанный на давление 200 атмосфер. Он полностью заправлен — а это ещё 16 кг к общей массе. Стоит отметить, что акваланг предварительно проверили — воздух поступает в регулятор и не имеет посторонних запахов. Для водолаза такая подготовка — жизненная необходимость. Итого — вес костюма и оборудования — порядка 40 кг. Нелёгкая ноша! Несмотря на то, что в воде масса кажется меньше, передвигаться в таком обмундировании, ой, как непросто.

Последний штрих перед спуском — к Сергею Ивановичу крепят сигнальный конец — это верёвка для связи водолаза с сушей. По ней подаются сигналы в случае выхода из строя рации. Задача сегодняшней тренировки — как раз отточить эти навыки. Сигнальный конец в руках обеспечивающего водолаза. Сегодня в этой роли — Александр Бородин.

Не плывут, а ходят

За шлемом не вижу, волнуется ли Сергей Березенко. Мне кажется, что должен: это его четвёртый тренировочный спуск (парень работает на станции с января этого года, после окончания школы водолазов в Воронеже), а тут ещё посторонние собрались. Сергей Иванович спускается по лестнице, погружается в воду. Бррр, у меня мурашки пробегают по коже…

— Как ты? — по рации спрашивает его страхующий водолаз Юрий Рубанкин. В его задачу входит держать разговорную связь с Сергеем и регулировать ему подачу воздуха, следя за показаниями манометра. 

— Всё нормально, — отвечает Сергей Березенко. Его слышно довольно чётко, и не подумаешь, что человек — под водой.

В это время Александр Бородин с помощью сигнального конца направляет Сергея, можно сказать, «ведёт», не спуская глаз. Это ведь только в фильмах про подводное плавание вода прозрачная, как слеза. На самом деле на глубине всё больше похоже на пучину морскую. Первый метр ещё что-то разглядеть можно, глубже — видимость нулевая. Водолаз наощупь пробирается, с трудом вытаскивая ноги из липучего ила. Зрение — орган, без которого невозможно жить на суше, на глубине оказывается совсем ненужным. Помощники водолаза — руки, с помощью них он оценивает обстановку вокруг себя, и помощь тех, кто на берегу. Александр Бородин попеременно подаёт напарнику сигналы. Дёрнул один раз за конец — поинтересовался, как чувствует водолаз себя под водой. В ответ он отвечает так же: это значит, что он на грунте, чувствует себя хорошо. Трясёт напарник сигнальный конец раз — призыв водолазу остановиться; два раза — продолжать движение прямо. Верёвка обязательно должна быть внатяжку — тогда водолаз чувствует поддержку и понимает, в каком направлении ему двигаться.

— Сейчас ещё ничего, вот, летом тяжелее будет ходить — трава... Вылазишь из воды весь в водорослях, до 10 килограммов нацепляешь на себя, — комментирует Александр Бородин.

— Ходить? Он что, ходит, не плывёт? — я удивлена.

«Да, мы ходим, в основном на четвереньках, нам же нужно прощупать дно, поднять наверх то, чему там не место», — смеётся он.

За тренировочным спуском наблюдает директор станции Владимир Ильин. В должности Владимир Васильевич не так давно, с лета прошлого года, но уже успел войти в курс дела. Директор рассказывает: в год на каждого водолаза приходится порядка 90 тренировочных часов. Это, не считая экстренные спуски, когда случается какая-то ЧС. При несчастном случае водолазы должны, проверив своё оборудование, в течение часа оказаться на месте происшествия.

Сергей Березенко находится примерно на глубине три метра. Уровень воды в реке упал. Обычно — больше. Вообще водолаз имеет доступ к погружению на 12 метров. Такая глубина в горокруге встречается в зимовальных ямах в Колтуновке, в городе — в районе Дмитровского моста, напротив агротехникума.

Сложно сказать, сколько водолаз под водой. Упустила момент, не засекла время, слишком погрузилась в атмосферу. Где он сейчас? По сигнальному концу определяю: подходит к противоположному берегу.

— Тебе ещё караси в костюм не заплыли? — поддерживает своим чувством юмора молодого водолаза директор.

— Нет! Выхожу! — смеётся в ответ парень. И все вокруг начинают хохотать…

Он поднимается на поверхность, поднимает руку вверх, машет нам. Снова опускает под воду, достаёт часть бревна — его сегодняшняя находка.

Сундук с… конфетами

— Так неинтересно. Лучше бы вы нам сундук с сокровищами достали! — кричу я ему с берега.

— Такого здесь не водится. Всё больше мусор разный попадается: доски, брёвна, покрышки, — рассказывает директор Владимир Васильевич. — Правда, сундук с конфетами со дна приходилось доставать, это правда.

Оказывается, прошлым летом учащиеся городской школы № 3, посещавшие летний лагерь, захотели посмотреть на работу водолазов. Как удивить ребят, показать им чудо? Работники станции нашли сундук, наполнили его сладостями, плотно закрыли, с вечера затопили. С каким восторгом дети смотрели на следующий день на обнаруженную водолазом находку!

Профессия по наследству

— Что нужно, чтобы стать водолазом? — интересуюсь у опытного Юрия Рубанкина, на счету которого около 3000 подводных часов.

— Здоровье недюжинное, характер волевой, полное отсутствие страха замкнутых пространств, — делится Юрий Юрьевич.

У него не могло быть другой судьбы — он водолаз в третьем поколении. В профессии с 1984 года, она, можно сказать, передалась ему через кровь от деда и отца. Родом из Приморского края, с шести лет ходил с отцом на баркасе в Японское море. Любознательный мальчик с неподдельным интересом наблюдал за действиями команды из шести человек, покорявшей природную стихию. Вырос, окончил курсы водолазов, устроился работать на товаро-пассажирский пароход «Ильич» во Владивостоке. Опускался на глубину до 60 метров. Надо отметить, что снаряжение у моряков — «трёхболтовка». В отличие от двенадцатиболтового, оно тяжёлое, весит до 80 кг. Какое-то время работал водолазом в Ташкенте. Вот почему Юрий Рубанкин — пример для молодых специалистов Алексеевской станции, и они его порой уважительно называют «Батя».

Так интересно сложилась судьба Юрия Юрьевича, выбравшего сложную и опасную профессию. Что же привело такого специалиста в наш небольшой городок? Конечно, любовь. Будущая жена водолаза, студентка медицинского вуза во Владивостоке, оказалась родом из Алексеевки.

Страхи водолазов

Чего же всё-таки боятся водолазы? Люди этой профессии каждый раз рискуют своим здоровьем. Дело во вредном воздействии давления, которое меняется при погружении. Кессонная болезнь, по словам Александра Бородина, самое страшное для водолазов. Если тот вовремя не успеет «продуться» (выровнять давление), может получить баротравму уха — разрыв барабанной перепонки. Резкий подъём с глубины, особенно если водолаз набрал в грудь воздуха и задержал дыхание, может привести к баротравме лёгких. Они в прямом смысле слова взрываются из-за разницы давления между внешней средой и внутренней полостью. Такая травма случается реже, но приводит к серьёзным последствиям со здоровьем.

Александру Бородину приходилось видеть такие случаи. Сам он — местный, после службы в армии работал в Белгородской поисково-спасательной части. Затем окончил курсы водолазов. Трудится на местной станции уже восемь лет.

— Судя по рыбакам, сидящим на берегу, рыбы в Тихой Сосне, наверное, много? — спрашиваю у неподалёку расположившихся от пирса спасателей Ивана Поваляева и Юрия Битюцкого. Они тоже наблюдали за тренировкой. Мужчины не очень живо откликаются на тему рыбной ловли, но сумев их разговорить, понимаю, почему.

Рыбаки частенько ставят на реке сети. Это незаконно с точки зрения экологии. Правда, наказать таких горе-рыболовов работники станции не в силах — могут только предупредить об ответственности или сообщить, куда положено. Дело в том, что для водолаза запутаться в сети — угроза для жизни. Равно, как и в колючей проволоке. Правда, на этот случай у профессионала на поясе пристёгнут нож водолаза. Но не дай Бог, оказаться в такой ситуации...   

Вода не прощает ошибок

Конечно, я не смогла обойти стороной не очень приятную тему.  — Опуститься на дно, чтобы найти там человека — уже мёртвого, каково это? — снова обращаюсь к Юрию Юрьевичу. Вопрос задаю еле слышно, мне кажется, что опытный водолаз не захочет об этом говорить…

— В последний раз доставал год назад. Женщина утонула в районе Красного хуторка. Если тело обнаруживаешь сразу — проще. Вот, если пройдёт больше четырёх дней — гораздо неприятнее, но я знаю, как выглядят утопленники, поэтому страха нет. Тяжёлые вот они только, тело набухает в воде, — грустно говорит Юрий Рубанкин, который за время работы поднял из воды 50 человек.

По его словам, до жути испугался один раз. Ему было восемь лет, когда к деревянному причалу в бухте острова Попова, в полукилометре к юго-западу от острова Русского, волной пригнало утопленника. Тело пожилого мужчины носило по волнам около двух месяцев. Тамошние водолазы долго не могли поднять превращённое морской водой в страшную субстанцию тело человека. Эта картина долго стояла перед глазами ребёнка, и всё же не смогла отвернуть от важной и сложной профессии.   

— Когда достаёшь утонувшего человека, страшно видеть реакцию его близких, — подключается к беседе Александр Бородин. — Они кричат, посылая на нас проклятия, бросаются, но мы понимаем — у них горе, и не виним. Особенно страшно, когда тонут дети.

Он помнит, как два года назад восьмилетний мальчик погиб в селе Верхняя Покровка Красногвардейского района. Ребёнок играл возле водоотводного канала. Забрался на бетонную трубу на берегу технической ямы, поскользнулся, упал, ударился головой. Выплыть он не смог.

Чаще всего несчастные случаи, по словам водолазов, происходят с детьми, купающимися без присмотра взрослых, особенно в непредназначенных для этого местах, и с взрослыми, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. И больше всего специалистам хочется, чтобы люди понимали ответственность за свою жизнь, заходя в воду, ведь она не прощает ошибок...

Работы — непочатый край

Впереди у водолазов поисково-спасательной станции — горячая пора. Нужно подготовить к купальному сезону пляжи горокруга. Начинают они обычно с Центрального, следом пляжи в «Пикник-парке», на улицах Речной и Кривошеина. Затем работа закипит на оборудованных для купания местах в сёлах. Предстоит убрать от мусора, поваленных деревьев, камней, стёкол дно, чтобы алексеевцы могли наслаждаться безопасным отдыхом на воде.

Ну что ж, пожелаем людям редкой и смелой профессии удачи, или, как говорится у водолазов: «Чтобы количество погружений равнялось количеству выходов!».

Кроме директора, трёх водолазов, фельдшера, которых мы упомянули в сегодняшней статье, в штате Алексеевской поисково-спасательной станции три спасателя, два водителя-моториста (те же спасатели, только имеющие допуск к управлению лодкой), один человек в отделе кадров. Летом штат пополняется сезонными спасателями. В этом году планируется набрать 30 человек.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
Общество4 мая , 11:49
Вячеслав Гладков рассказал о регистрации 6 тыс. заявок на конкурс «Новые возможности 5.0»
Материал
Общество2 мая , 18:07
«Запретная тема»: белгородский врач – о симптомах и защите от ИППП
Материал
Общество2 мая , 12:51
Белгородцы смогут стать участниками конкурса лекторов