Скоро День учителя. Вспоминаю своих учителей, рассматриваю школьные фотографии и не могу сдержать слез. Милые наши учителя! Вы подарили нам незабываемые, счастливые и очень насыщенные дни учёбы. Ваши знания, умения, воспитанность и порядочность в разной степени обязательно передалась и нам, школьникам конца 70-х. Многие из нас добились успехов в жизни благодаря вам! Успехи, конечно, разные, но встречаясь в родном городе, мы обязательно вспоминаем свою школу № 2.
Сегодня я пишу о скромных и очень порядочных людях, моих учителях, чтобы помянуть их добрым словом и почтить их память.
Очень спокойный и чрезвычайно воспитанный человек, наш учитель английского языка Владимир Ефимович Шевченко. Он всегда стремился привить своим питомцам любовь к изучению иностранных языков. Постоянно находил интересные формы подачи нового материала на уроках: то расскажет стихотворение на английском языке, то песенку начинает петь, то изображает язык животных. Как мы любили его уроки!
О нём рассказывает его друг детства Иван Алексеевич Кисленко в книге «Дети войны: голос правды», изданной БРО ООО «Дети войны»: «Владимира Ефимовича знаю с детства. Мы росли на одной улице. Наши дома стояли друг напротив друга. Наше детство было трудным и суровым. Нам было по 5-6 лет, когда наш город оккупировали фашисты. Многое мы в ту пору не понимали, но уже с первых дней оккупации твёрдо усвоили, что немцы и мадьяры — наши враги и их надо бояться.
В сентябре 1943 года начались занятия в начальной школе, которая была рядом с домом. В доме было всего шесть классных комнат, занятия проводились в две смены. В каждом классе по 40-45 учеников. Не было учебников, не хватало ручек и чернил. Писали карандашами, углём и мелом. Тетрадей тоже не было. Писали на газетах, старых картах, грифельных досках. Учили нас замечательные учителя, чуткие, внимательные и очень добрые, обладающие большим опытом работы и жизни.
После семилетки Володя поступил в горный техникум, но тяжёлое материальное положение семьи привело к тому, что учёбу пришлось оставить и вернуться в Алексеевку. Учился на машинно-ремонтном заводе на токаря. Работал в геолого-картографической группе и одновременно учился в вечерней школе рабочей молодёжи, которую окончил на «отлично». В армии служил в роте связи мотострелкового полка. За спортивные успехи в период службы ему дали отпуск на родину.
«В 5-6 классах мы сами из катушек из-под ниток смастерили шахматные фигуры. Наш товарищ Анатолий Пащенко очень хорошо рисовал. Он расчертил шахматную доску, вырезал из картона фигуры короля, ферзя, коня. Целая катушка была ладьёй. В шахматы мы сражались целыми днями во время каникул и по выходным», — вспоминал Иван Алексеевич.
Весной подростки увлекались русской лаптой, а летом — футболом. Футбольных мячей не было, но ребята находили детские резиновые мячи. Ворота помечали кирпичами. Конечно, у них не было ни формы, ни бутс, играли босиком. А когда им исполнилось 14-15 лет, практически на каждой улице уже было, как минимум, по две команды, и шли сражения улицы на улицу.
Сразу после армии Владимир Ефимович поступил в Белгородский педагогический институт на филологическое отделение. После окончания вуза был направлен учителем английского языка в Масловопристаньскую среднюю школу. Но сердце рвалось на родину, и во время летнего отпуска ему предложили переехать в Алексеевский район. Нашли место в Божковской семилетней школе. Преподавал иностранный язык, русский язык и литературу, физику. Здесь же встретил свою любовь и создал семью. Жена тоже окончила институт и стала преподавать математику.
Потом им с женой предложили работу в городской средней школе № 2 в Алексеевке. Здесь в это время сложился замечательный педагогический коллектив: В. А. Андреенко, Д. А. Ляшенко, Н. Д. Губина, Д. Е. Каширский, А. Я. Синянская, Е. И. Мозговая, В. В. Ищенко, Л. А. Прокофьева, О. Н Квашнина, Л. И. Роменская, А. С. Демьяненко. Директором школы был участник Великой Отечественной войны Пётр Матвеевич Осадчий. Он преподавал нам историю. Жизнь его примечательна.
В 17 лет Пётр был счетоводом в посёлке военного конного завода им 1-й Конной Армии в Ростовской области, затем — курсантом Калининского военного училища химзащиты. Прошёл всю войну: участвовал в боевых действиях на Воронежском, Сталинградском и других фронтах. Начальник химзащиты различных укрепрайонов нашей армии. Был ранен.
В 1957 году Осадчий окончил Воронежский государственный университет и посвятил свою жизнь педагогике. Был учителем, директором различных школ. Его привлекали на партийную работу, он заведовал отделом культуры, был заместителем председателя райисполкома. Но его всё же тянуло в школу. И более 20 лет (с 1961-го по 1983 год) он посвятил ставшей для него родной 2-й школе, будучи её директором. Я никогда бы не узнала о его жизни, если бы не нашла в нашем архиве учётную карточку члена КПСС, в которой отмечен весь его путь трудовой деятельности.
Его награды — ордена Отечественной войны 1 и 2 степени, медали «За победу над Германией», «За взятие Будапешта», «За освобождение Белграда», все не перечислишь — мы, его ученики, никогда не видели. Да не слышали и рассказов о его военных подвигах. Не принято было тогда, в 1970-е годы, распространяться о своём фронтовом прошлом. Скромные были люди. Не выпячивали свои заслуги, считали, что все так жили, многие воевали, ордена и медали получали, имели ранения.
Жалко, что уже нет в живых наших любимых учителей. Теперь бы расспросили подробней об их жизни. Но мы их помним. На каждой встрече одноклассников кто-то непременно поделится воспоминаниями об учителях. И обязательно поднимем бокал за наших наставников, скажем тост и замолчим на минуту, вспоминая каждый своё.