Руководствуясь принципами вины, гуманизма и справедливости, статья 22 УК Российской Федерации определяет особенности уголовной ответственности лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости. Так, различные отклонения в психической сфере, не образующие юридического критерия невменяемости, исключают признание страдающих ими лиц невменяемыми.
Под психическим расстройством следует понимать врождённое или приобретённое, функциональное или органическое изменение головного мозга, которое, отражаясь на различных сторонах психической деятельности субъекта, влияет на содержание и характер его социально значимого поведения. К ним могут быть отнесены такие аномалии, как хронический алкоголизм, психопатии, последствия черепно-мозговых травм, органические поражения центральной нервной системы.
Установление наличия психического расстройства, не исключающего вменяемости, — задача судебно-психиатрической экспертизы; оценка состояния лица и решение о применении ст. 22 Уголовного кодекса Российской Федерации — задача правоприменителя.
Люди, имеющие такие отклонения, признаются ограниченно вменяемыми и подлежат уголовной ответственности, так как в состоянии ограниченной (уменьшенной) вменяемости лицо сохраняет способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.
У лиц, совершивших преступление в состоянии ограниченной вменяемости, в различной степени занижены способности осознавать характер своих действий и их социальное значение или руководить ими.
При этом основание уголовной ответственности лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, не отличается от закреплённого в ст. 8 Уголовного кодекса Российской Федерации — они подлежат ответственности за виновно совершённое деяние, содержащее все признаки состава преступления, предусмотренного законом.
Не исключающее вменяемости психическое расстройство может учитываться только в качестве смягчающего уголовное наказание обстоятельства (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 (ред. от 28.10.2021) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних»).
Однако признание такого расстройства смягчающим обстоятельством должно быть мотивировано. Как и любая иная характеристика личности, психическое расстройство должно учитываться с позиций причин преступного поведения и с позиций учёта его возможного влияния на исправление осуждённого.
Если преступление было в значительной степени обусловлено слабым самоконтролем лица в силу дефектов психики, если эти дефекты препятствуют виновному в полной мере осознавать смысл предпринимаемых государством репрессивных мер, если условия отбывания наказания негуманно тяжелы, учитывая психический статус виновного, то суд имеет основания смягчить уголовное наказание лицам с психическим расстройством, не исключающим вменяемости. Им могут назначаться принудительные меры медицинского характера, соединённые с наказанием.